Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность

находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знанияо той области действительности, в которой онаосуществляется или будет осуществляться, необходимы че-ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес-нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что -то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова-ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо-соб действия.

В одних случаях умения могут предшествовать форми-рованию навыков, в других - являются результатом даль-нейшего развития деятельности. Например, нередко уче-ник, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Уме-ния основаны на знаниях и навыках.

Умение- это успешный способ выполнения деятельно-сти в новых условиях, сознательное применение имею-щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того что-бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре-нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки- это частично автоматизированные действия,которые образуются в результате упражнений. Навыки необ-ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч-ших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился пи-сать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык - это способ выполнения действий. Автоматизи-рованный характер навыков означает, что не все внима-

ние человека принимает участие в выполнении деятель-ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе-циалист лучше работает и меньше устает, чем начинаю-щий работник.

К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при-стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его созна-ния, сами делают все, что надо»1.

Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают воз-можности для творческой работы. Например, ученик пи-шет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интел-лектуальные) - чтение, вычисление, доказательство тео-рем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, свя-занные с восприятием (различения оттенков цветов, слу-ховые различения и пр.); навыки поведения.

Навыки образуются посредством упражнений, обуче-ния, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные раз-личия - у одних навыки формируются значительно ско-рее, чем у других. Поэтому не существует единой универ-сальной кривой обучения.

Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномер-но. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, кото-рый во многом зависит от внимания и поведения взрос-лых по отношению к детям.

1 Чуковский К. Из воспоминаний. - М., 1959. - С. 104

Навыки в процессе выполнения деятельности взаимо-действуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффек-тивность. Например, навык беглого чтения мешает прове-рять свои ошибки ученику или чужие - учителю.

Очень важное свойство навыков перенос - распростра-нение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем говорит: «Эту задачу решите сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык-это умение, возможность произвести то или иное дей-ствие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. На-вык позволяет успешно выполнять какую-либо деятель-ность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а не-возможность делать то, к чему мы привыкли, сопровож-дается неприятными чувствами. Привычки так же много-образны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, куль-турного поведения и другие привычки бывают как полез-ные, так и вредные.