Поводы для возбуждения уголовного дела

Принятие решения о возбуждении уголовного дела должно быть обоснованным. Для выполнения данного условия законом определены поводы и основание для возбуждения уголовного дела (статья 140 УПК РФ). Тем не менее, ни в статье 5 УПК РФ, содержащей свыше 60 определений и дефиниций уголовно-процессуального права, ни в указанной выше норме УПК РФ не дано понятия поводов для возбуждения уголовного дела. Для уяснения этого понятия следует обратиться к мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, которые толкуют слово "повод как обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь".

Учитывая сказанное, можно сказать, что повод вообще может служить отправным моментом к совершению каких-либо действий, а применительно к уголовному процессу повод побуждает должностных лиц, уполномоченных законом, приступить к проверке информации (заявлений, сообщений), указывающей на наличие в деянии признаков состава преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Однако было бы ошибочно однозначно толковать, что наличие повода должно влечь за собой обязательное возбуждение уголовного дела. К примеру, в случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Повод для возбуждения уголовного дела – это закрепленный в уголовно-процессуальном законе источник, из которого органу дознания, дознавателю, следователю или иному компетентному лицу становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении и наличие которого обязывает их принять соответствующее решение.

В ч. 1 ст. 140 УПК РФ указан перечень поводов к возбуждению уголовного дела, который не подлежит расширению. Это источники информации, которые могут быть предоставлены органу дознания, дознавателю, следователю:

– заявление о преступлении;

– явка с повинной;

– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении – наиболее распространенный в практике правоохранительных органов повод к возбуждению уголовного дела. Представляет собою адресованное должностным лицам государственных органов, уполномоченным возбуждать уголовное дело, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли или нет преступным деянием вред заявителю либо другим лицам и организациям.

Правила принятия заявлений о преступлении регламентированы в статье 141 УПК РФ.

В соответствии с положениями указанной нормы УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устной и письменной форме.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное заявление (сообщение) о преступлении сделано во время производства следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия (к примеру, в протокол допроса или очной ставки) или в протокол судебного заседания.

В том случае, когда гражданин или какое-либо должностное лицо (к примеру, руководитель учреждения, предприятия), обнаруживший кражу имущества в квартире, гараже, в учреждении и об этом сообщивший по телефону, не может лично присутствовать при составлении протокола устного заявления, то его заявление оформляется в форме рапорта лицом, получившим данное сообщение.

При составлении протокола лицо, сделавшее заявление о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

В том же случае, если письменное заявление о преступлении доставлено в орган, компетентный принять по нему соответствующее решение, не лично заявителем, а иным способом (почтой, другим лицом и пр.), то в ходе проверки этого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чем в его же заявлении делается отметка, подтверждаемая его подписью.

Называя заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела, законодатель выразил свое отношение к анонимному заявлению, которое в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Такой запрет служит защитой граждан и должностных лиц государственных и негосударственных органов от клеветы и ложных доносов. Тем не менее, названная норма УПК РФ не содержит указания о том, как должен поступить дознаватель, следователь при получении такого заявления. Авторы учебных и справочных юридических источников ссылаются на ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, которые в какой-то мере регулируют этот вопрос. Так, в соответствии с указанными ведомственными актами анонимные заявления регистрации и рассмотрению не подлежат, передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.[4]

В случае подтверждения информации о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела будет не само анонимное заявление, а непосредственное обнаружение сотрудниками органа дознания, осуществляющего проверку этого заявления, признаков преступления, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт. Этот рапорт и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Явка с повинной – как повод для возбуждения уголовного дела, согласно закону и теории уголовно-процессуального права, это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). В случае явки с повинной лицо, совершившее преступление, лично является в правоохранительный орган и делает устное заявление либо может обратиться с повинной в письменном виде.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела юридически будет возможной лишь тогда, когда органам предварительного расследования не известен факт совершения преступления (к примеру, одно из латентных преступлений, не зарегистрированное в установленном законом порядке). К примеру, в больницу с ножевым ранением поступил гражданин, о чем с опозданием было сообщено в милицию. В этот же день в милицию с заявлением о явке с повинной обратилось лицо, которое причинило ножевое ранение указанному выше гражданину.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном при принятии от гражданина заявления о преступлении, согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ принимается управомоченным законом лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

Постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами министерств и ведомств уставлена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать в правоохранительные органы о совершенных или готовящихся преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. К примеру, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений насильственного характера.[5] Руководители государственных предприятий и акционерных обществ обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Правоохранительные органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе своей деятельности обязаны выявлять или могут обнаружить готовящееся или совершенное преступление. При этом они по данному факту составляют рапорт и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Основание для возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальное законодательство дает четкую установку о том, что для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо наличие основания, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Эти данные могут содержаться в первичных документах (заявлениях, сообщениях, явке с повинной, иных источниках – рапортах) и в направляемых вместе с ними материалах, а также материалах, собранных в период проверки сообщений о преступлениях.

Кроме того, данные об обстоятельствах совершенного преступления могут содержаться в материалах, непосредственно не связанных с сообщением о преступлении. К примеру, в материалах прокурорских проверок, проводимых не в связи с совершенным преступлением, а в плановом порядке и выявившим противозаконную деятельность конкретных лиц, содержащую признаки преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все элементы состава преступления, поскольку это, главным образом, задача последующих стадий уголовного процесса. Достаточно установить наличие события, содержащего некоторые признаки преступления, то есть иметь отношение к элементам объективной стороны и объекту преступления. Этого достаточно для вероятного, предположительноговывода о существовании общественно-опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления, предусмотренного одной из статей Особенной части УК РФ.

К примеру, обнаружение трупа человека с признаками насильственной смерти будет являться основанием для возбуждения уголовного дела, но не по факту убийства, а по факту обнаружения трупа, поскольку мог иметь место суицид. Или при обнаружении взлома сейфа, в котором хранились ценности, уголовное дело подлежит возбуждению по факту взлома сейфа, содержащего признаки кражи, но не по факту кражи. Факты убийства и кражи, указанные в примерах, предстоит установить следствию, а затем суду.