В 5 в. до н.э. уже строились театры в Афинах ( и только там!). С 4 в. до н.э. будут строить театры уже по всей Греции. Театр делится на места для зрителей и сценическое пространство.

Говоря о театре можно говорить о законах восприятия и философско-религиозной модели мира.

Пространство зрительного зала любого театра отражает социальную модель данного общества.

У нас сейчас театр напоминает кинотеатр (Современник). Их начали строить при Хрущеве. Этот театр напоминает модель буржуазно демократического общества, где все равны и всем одинаково плохо видно.

Есть театры, отображающие монархическую модель общества. Там от цены билета зависит выбор места и качество просмотра (партер, балкон, Ложа бенуара) (Вахтанговский, малый)

Древнегреческий зал был таким:

Основным сценическим местом была круглая площадка – орхестра. Места для зрителей (тэатрон - вижу, смотрю) располагались подковой, вокруг этой орхестры и шли чашей вверх. Театры обычно строили на скалах, и верхние ряды располагались в пароде. Они были вырублены в скалах. Зрители были как часть мира и это было символично по отношению к тому, что они смотрели и в чем участвовали.

В Афинах в 5 в. до н.э. была афинская демократия. Это когда все свободнорожденные граждане (не рабы) - мужчины Афин принимают участие в управлении государством. Площадь- Агор место проведения таких политических мероприятий. Когда собирается народ на такое собрание, выбирается тиран (выборная должность. Он исполняет волю народа) Перикл был тираном в Афинах.

Места зрителей имеют вид ступеней. В нем все равны. Такое месторасположение дает возможность не только видеть орхестру и скену, но и людей сидящих напротив. Поведение человека становится публичным, прилюдным. И тогда он и рассматривается не с точки зрения его личных желаний, а в контексте гражданских доблестей. Его достоинство – это достоинство социальное. У человека как бы нет его интимного мира. Нет уголка, куда он мог укрыться и вести себя, как ему хочется.

Вот в России 17 века были каменные палаты, такие маленькие норки, мир, в котором люди могли укрыться. А Греческий мир весь открыт. Они жили при коммунизме. Жизнь людей проходила или на форуме (площадь) или в термах, типа бани. Там общались, читали тексты, или в театре. Везде были публичные здания. А жилье было крошечным не существенным. Человек был ориентирован на социальные доблести - на понятие морали, закона…

В театре была великолепная акустика. Греки были отличными математиками и могли высчитывать пропорции. Все строения рассчитаны на средний человеческий рост. Все было сообразно и гармонично, без излишеств. В театр помещалось 3 тысячи человек, хотя он не выглядит таким огромным.

Как и зрительный зал, сценическое пространство любой эпохи отражает философски- религиозную модель общества.

Сценическая площадка состоит из орхестры (танцую и пою) и скены (дом Бога)

В центре орхестры – алтарь (жертвенник). И спектакль начинался с того, что в жертву на этом алтаре приносилось животное. Алтарь окроплялся кровью, и все участники этого мероприятия должны были причаститься кусочком сырого мяса жертвенного животного. Это и есть обряд. Мы приносим в жертву живую душу, чтоб живую душу воспроизвести.

Кастелуччи (спектакль с плачущим младенцем)

Весь натурализм сегодня на сцене не имеет отношения к искусству и к обряду тем более.

Вообще греки не любили кровь на сцене, и до сих пор ведутся споры, было ли жертвенное животное, вернее убивали ли его?

Античные города были маленькие и походили на поселки и понятие Родины было для них физически осязаемым.

Орхестра - круглая. Символ вечности, хоровод. Круг есть в культуре каждого народа.

В Индии до начала 20 века был праздник, который запретили. В определенный день, люди шли на свалки находили свежие тела покойников и вставали в круг поочередно - живой, мертвый…Этот круг, пел, танцевал. Это означало вечное движение жизни итд

Орхестра символ вечного движения и в центре – алтарь. По касательной к орхестре строился домик – скена (палатка, но прямого перевода нет). Вообще это переносной храм, который строится для Бога. Это именно дом в виде храма. Только не большой. В отличие от христианского храма, в храм языческий люди не имели право входить. Это дом Бога. Только в случае смертельной опасности человек мог скрыться там. И убить его уже не могли. Христианский же храм это корабль, который везет человека к спасению. У христиан храмы украшались внутри и превращались в символ мироздания. Храм язычников пуст. Из храма (скены) на орхестру вела лестница (проскений).

Во время спектакля актер стоял на проскении. Он выходил из скены и оставался на проскении, не выходя на орхестру. Актер оказывался в точке пересечения вечности и храма.

Справа и слева от скены делались флигели – пристройки (параскении. Пара- значит около). В них хранились костюмы, маски, театральные машины. Это были своеобразные карманы. Они продолжали движение, начатое театроном. Замыкали подкову зрительских мест. Между флигелями и театроном оставались проходы (пАроды). По ним сходились зрители в театр и шли на свои места в зале. А во время действия из одного Парода приходили некоторые персонажи и уходили в другой парод.

Архитектура театра диктует архитектонику текста.

Все античные пьесы не являлись фактом литературы и не предназначались для чтения. Эти пьесы больше напоминали развернутые режиссерские экспликации. Хранились они у автора, который давал указания актерам, что им делать. Так было в античности, так было в средние века. Так было в эпоху возрождения, так было вплоть до 18 века. И сегодня читая тексты пьес, надо понимать, что мы имеем дело не с оригинальным текстом.

Как выглядел актер в греческом театре.

На голове его была маска, представляющая собой не лицо, а голову с прической и головным убором. Над лбом делался выступ-резонатор, для звучания голоса. То что греческая маска смеется или плачет- полный бред. Маска в греческой трагедии выражает только одно – страдание или ужас. Поэтому у маски открыт рот, она как правило кричит. Увеличив голову актера, гармоничный грек не мог не увеличить все остальное. Актеры вставали на специальные скамеечки или надевали обувь-эмбаты или котурны. Рост становился пропорционален голове, а руки прятались под хитоном и плащом. Костюм имеет знаковые цвета, ткани, рисунки, покрой (это в истории культуры продолжалось долго). По платью сразу можно понять, кто перед вами. Это настолько укоренилось, что вошло и в повседневную жизнь. (в 19 веке купчиха не могла появиться на балу в бархатном платье. Ее мужа могли посадить за это или оштрафовать!)

Поэтому когда в пьесах эпохи возрождения чтоб героя не узнали, он переодевает лишь платье и этого достаточно. Это не просто так.

Были 3 основных цвета- синий, белый и красный (цвет богов).

Рим при Юлии Цезаре был аскетичным. Знатные дамы имели право иметь 2 платья и 2 пары серег. Обычаи раскрашивать себя, возлежать за столами идет после того, как римские легионы идут на восток. С востока в Европу приходит эта изнеженность, развращенность

Афинский тиран Писестрат учреждает в 534 году до н.э. первые дионисийские игры. Спектакли проходили в форме состязаний. Они были посвящены богам. Как и олимпийские игры. Спектакли в Греции игрались 3 раза в году. Все эти три раза были привязаны к созреванию или убору винограда, то есть к празднику бога Диониса (март, октябрь, декабрь). К состязаниям допускалось 3 драматурга. Каждый должен был представить 4 пьесы (три из них трагедии и четвертая – сатирова драма – это пьеса комедийного характера, рассказывающая о жизни богов в веселом виде). То есть каждый драматург представляет тетралогию –некий цикл, в котором мы четко видим страстную часть и карнавальную. Состязания начинались рано утром и заканчивались вместе с световым днем. Зрители смотрели 12 спектаклей подряд. Антрактов не было. В туалет ходили тут же. Люди приходили с едой и горшками. Было жюри, которые распределяли места (1,2,3) У каждого драматурга был свой спонсор - хорег. Он должен был организовать и профинансировать 4 спектакля.

Критерии (содержательная сторона, актуальность и художественная сторона)

Получивший 1 место- победитель, третье – проигравший. В честь драматургов и актеров победителей, в Афинах ставили памятники. По этим стелам, мы можем понять общественное мнение и вычислить, что было приоритетным.

Профессия актера приравнивалась к профессии жреца. Больше в истории театра к актерам не будет такого отношения никогда.

В Риме уже актерством занимались рабы. Но если человек играет для удовольствия бесплатно, такая игра ценится.

Росций- знаменитый римский актер, игравший без денег.

В европейской культуре актеров даже не хоронили на кладбище. Это люди сомнительные. На этой профессии лежало проклятье, которое снимут в середине 17 века. Церковь против того, что актер играет чужими жизнями. Это грех. Мы теряем цену собственной.

Вместе с солдатами Александра Македонского по миру шли актеры. И актерство распространяется по миру.

В 5 в. до н.э. в Греции возникает театр, трагедия и комедия, а затем Афины в 4 в. до н.э. теряют свою независимость, т.к. начинается пелопонесская война, Афины сражаются со Спартой. Спарта это монархическое государство. Военная монархия. Никакого театра там не было. Спартанцы побеждают и в Афинах тоже устанавливается монархическое правление, но с этого момента театр начинает распространяться по всему греческому миру. Строятся театральные здания на манер афинских. Начинается тиражирование идеи. В 4 в. до н.э. начинает возвышаться другая часть древней Греции. Это область Македония. И царь Македонии Филипп, затем его сын Александр совершают завоевательные походы на Восток. Армия Александра македонского доходит до Индии. И театр тоже распространился до Индии. И к 3 в. до н.э. театр становится фактом культуры всего древнего мира.

4. Маска в древнегреческом театре

На голове его была маска, представляющая собой не лицо, а голову с прической и головным убором. Над лбом делался выступ-резонатор, для звучания голоса. То что греческая маска смеется или плачет- полный бред. Маска в греческой трагедии выражает только одно – страдание или ужас. Поэтому у маски открыт рот, она как правило кричит.