Стихотворение-послание посвящено няне поэта - Арине Родионовне Яковлевой. Сыновья любовь к ней, а также преданность самой няни к своему воспитаннику - вот ключевые темы данного поэтического текста.

=

Элегия «И скучно и грустно» - это внутренний монолог, исповедь лирического героя, наполненная грустными раздумьями о жизни.

=

Тема стихотворения – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, её осмысление. Перед лирическим героем встает проблема ухода юности, и он не хочет с этим соглашаться, но всё-таки он приходит к решению смириться с потерей прошлого.

=

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

Мотивы стихотворения (если это возможно определить).

Эмоциональное воздействие стихотворения на читателя. Какие чувства, эмоции, ассоциации рождает стихотворение. Звук, ритм, рифма – то, что мы слышим – как создает настроение.

Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

=

Торжественный интонационно-мелодический строй стихотворения поддерживается и его ритмом. На уровне композиционно-звуковом ритм стихотворения образуется прежде всего строгим соответствием начала и конца стихотворения: первые четыре строки организованы в самостоятельную композиционную часть перекрестной рифмой; последние четыре строки повторяют композиционный рисунок первой части. Между этими частями, как в кольце, расположена средняя часть стихотворения; она представляет собой чередование сходных по своему значению отрезков текста с разнообразными способами рифмовки (смежная рифма - смежная - смежная - опоясывающая - смежная - перекрестная - перекрестная- смежная). Внутри каждой отдельной строки чередуются ямбические стопы, перебиваемые пиррихиями (по одному -два в каждой стихотворной строке).

=

Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность, размеренное повествование способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать, соотносить со своим мировоззрением на ценности жизни.

Лирический сюжет. Движение сюжета/переживания от начала стихотворения к концу, есть ли оно вообще, и если есть, то от чего к чему поэт движется в своем переживании). Какими художественными средствами поэт пользуется для описания своих переживаний? Композиция стихотворения.

«Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз

=

В стихотворении можно выделить 4 части:

1) обращение лирического героя к няне;

2) рисунок забытого дома в глуши сосновых лесов;

3) мысленное возвращение лирического героя в домик няни, лицезрение ее внутренним взором, угадывание ее движений, переживаний;

4) беспокойство няни о неустроенной судьбе поэта, его жизни.

=

Стихотворение имеет сюжет, развитие которого как бы делит рассказ о путешествии на три части. В первой дана картина относительно спокойного пути - метель еще не стала препятствием. Отсюда эти повторяющиеся сло-ва, как бы передающие ритм не быстрого, размеренного движения - «Еду, еду...», «колокольчик дин-дин-дин...» Вторая, самая пространная, повествует о возникающих и поминутно осложняющих движение кибитки препятствиях. Буран ожесточился, ехать все труднее, на возглас путника «Эй! пошел, ямщик!», тот отвечает: «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло». И главное в этих испытаниях - потеря дороги: «Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам!»

Бытовой рассказ о зимнем путешествии по русским равнинам, где бушует метель, приобретает новый, философский, символический смысл. Во второй части повторяется первая строфа, конец которой изменен - он посвящен настигшей путника беде. Повтор усиливает тревогу:

- Мчатся тучи, вьются тучи;

- Невидимкою луна

- Освещает снег летучий;

- Мутно небо, ночь мутна.

- Сил нам нет кружиться доле;

- Колокольчик вдруг умолк;

- Кони стали «Что там в поле?»

- «Кто их знает? пень иль волк?»

Сюжет достиг кульминации - «Кони стали»! Человек оказывается бессильным перед лицом стихии, ему не совладать с ее слепой и жестокой силой. В создавшейся критической ситуации главную роль стали играть кони:

- Вьюга злится, вьюга плачет;

- Кони чуткие храпят;

- Кони снова понеслися;

- Колокольчик дин-дин-дип...

Третья часть и начинается с разрешения кризисной ситуации - «Копи снова понеслися»! Символика и здесь удваивала смысл - мы видим и бытовое и философско-политическое решение конфликта «путник и метель». Такая символика образа - «копь и всадник», «конь и человек» - была широко распространена в литературе того времени, прочно закреплялась басенной традицией. Сам Пушкин пользовался ею и в трагедии «Борис Годунов» и в поэме «Медный всадник». Еще в десятые годы Батюшков, описывая в статье «Прогулка в Академию художеств» памятник Петру работы Фальконета, отметил: «конь скачет, как Россия». Тот же символический смысл имеют и кони пушкинских «Бесов».

=

Элегия представляет собой трехчастную структурную композицию: вступление, основная часть, заключение. Вступление (первые две строки) определяет внутреннее состояние героя. Основная часть делится на двустишия, каждое из которых представляет собой завершенное по смыслу и интонации суждение: «желанья... что пользы... желать?»; «любить - но кого же?»; «что страсти?., их сладкий недуг исчезнет». Вывод заключен в последнем двустишии: «И жизнь... такая пустая и глупая шутка!»

=

Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

=

Автор передает целую гамму чувств, острых переживаний героя, но развитие поэтической мысли не приводит к изменению настроения, поскольку чувства даны в их предельном напряжении. В стихотворении нашла свое отражение философия абсолютного приятия жизни со всеми ее радостями и горестями, счастьем и страданием.

Образы стихотворения. Главные и сопутствующие. Как именно поэт создает образы (слова-понятия, слова-признаки, слова-действия). Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам). Какими художественными средствами поэт пользуется для создания образов? Изменяются ли образы? Или же они статичны, не меняются.

Перед читателем возникает образ русской зимы с ее грозной метелью и тревогами путешествия по летучим снегам, по занесенным дорогам. Русской зима воспринимается нами оттого, что она дается через народнопоэтическое восприятие, что подчеркнуты характерно русские черты быта и жизни - тут и ямщик со своей речью, со своими оценками событий, и звенящий под дугой колокольчик, и дорожные верстовые столбы...

=

Прежде всего - образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус - это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе - стихи о самом себе. Наиболее точные эпитеты - «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.

Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но в сущности этот парус так похож на самого автора, что невольно за простыми строками чувствуешь душу самого поэта. «А он, мятежный, просит бури...» Ведь и сам Лермонтов точно такой же - «одинокий» и «мятежный»; это он «просит бури», и ни «золотые лучи солнца», ни «лазурные струи» не могут удержать его, ведь это его стихия. Романтическое мироощущение, свойственное ранним стихам Лермонтова с их неприятием повседневной действительности, темой одиночества и жаждой неограниченной свободы, в стихотворении «Парус» уже переосмысливается и углубляется. Лермонтов старается быть объективным, изображая внутреннее «я». Это не однозначное романтическое самоутверждение. Мы это можем видеть, анализируя композицию стихотворения. В первых двух строках каждой строфы поэт рисует меняющуюся картину моря и парус, а в двух последних показывает реакцию лирического героя, который пытается разгадать тайну судьбы паруса и дать ей оценку. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны, буря, а с другой - покой и умиротворение, чужая и далекая страна и родной край, движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни, обретения и потери, далекое «там» и «тогда» и близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всегда».