ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М. М. Сологуб // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993. – №2-3.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1890-е годы: Жизнь и литературная деятельность. – М.,1995.

Мочульский К.В. Андрей Белый. – Томск, 1997.

Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». – Л.,1988.

Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 – 1906). – Л., 1976.

Слобин Г.Н. Проза Ремизова: 1900 – 1921. – СПб., 1997.

Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. – М.,1999.

Серебряный век – не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это – глубинное единство философии, богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.

Для данного культурного комплекса характерно ощущение рубежа веков как глубокого кризиса, перелома, поэтому все происходящее здесь осмысливается амбивалентно: одновременно и в каждом происходит процесс умирания старого и рождения нового. Судьба культуры, России – судьба зерна, которое «аще не умрет, не воскреснет» (Коринф. 15:35). Здесь одновременно сосуществуют «воля к жизни» и «воля к смерти».

Как и в западноевропейской литературе, в русской литературе рубежа веков определяющим творческим методом становится модернизм, а реализм приобретает новые черты под его влиянием. Символизм, акмеизм, футуризм являются модернистскими творческими системами.

1.Символизм.

Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Существование его свелось к непрерывной череде внутренних кризисов, самый глубокий из которых возник в 1910 году, в период расцвета этой школы, когда ее представители публично обсуждали причины ее упадка, а Н.С. Гумелев произносит надгробное слово символизму – речь «Наследие символизма и акмеизм».

Основные представители: 1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З.Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб; 2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис; 3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

- поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

- понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

- наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

- мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

- реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

- поэт – пророк, демиург.

Лирика А.А. Блока(1889 – 1921) – яркий пример символистского мировосприятия и поэтики. Уже в первой книге – «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) проявились основные черты творческой манеры поэта: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные символы (весна, закат, заря, вечер, ветер и др.). Традиционная тема романтической любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» новое содержательное наполнение, привнесенное идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в «Божественном всеединстве». В стихотворениях этого сборника реализуется миф о Софии, Мировой Душе, который преобразует традиционную природную атрибутику.

«Стихи о Прекрасной Даме» отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии, поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Обнажается стихийная, катастрофическая природа бытия. В лирику А.Блока 1904 – 1907гг. проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют «стихийные», демонические Незнакомка, Снежная маска, цыганка Фаина. Эти новые сюжеты реализуются в поэтических сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911).

В 1911 – 1912 гг. А. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С этого времени поэзия А. Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий миф о пути, о духовном становлении поэта. «Все стихи вместе – „трилогия вочеловечения”( от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, „возмездию”и... к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру», - по автохарактеристике А. Блока).

Поэт с энтузиазмом встретил революционные события 1917 года. Восприятие революции как взрыва народной стихии отразилось в поэме «Двенадцать». Поэт понимает, что стихия не может проявляться бескровно и идиллически, она несет в себе гибель и разрушение. Образ Христа в финале поэмы – не благословение этого разрушения, а символ совиновности и сопричастности.

2. Акмеизм.

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Декларации: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», М. Кузьмин «О прекрасной ясности».

Основные принципы мировидения и поэтики:

- равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

- адамизм – не только «первобытно звериный взгляд на мир» ( Н.Гумилев), но и противостояние разорванности современного сознания;

- вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

- «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) – восприятие всей культуры как некоего единого текста, входя в который нельзя не использовать чужие слова;

- поэт – мастер.

Акмеистическая поэтика и мировидение ярко проявились в творчестве Н. Гумилева (1886 – 1921). Восторженное воспевание опасностей, борьбы и «края бездны» - неизменное свойство его поэзии. Волевая целеустремленность натуры сказалась и в неустанной работе над стихом, сделавшей Н. Гумилева признанным мастером. Уже в первых сборниках («Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910)) видны черты поэтического мира Н. Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих.

В сборниках «Чужое небо» (1912) и «Шатер» (1921) черты жизни и искусства Африки воссозданы сквозь призму традиционной книжной экзотики. Более поздние стихи Н. Гумилева пронизывала печаль. Эта мрачность доходит почти до отчаяния и приобретает трагические черты в последнем, лучшем сборнике Н. Гумилева «Огненный столб» (1921). Отвергнутый первоначально «высокий смысл» возвращается как томление раздвоенности, ощущение рокового дуализма души и тела, «там» и «здесь».

После Октября Н. Гумилев возродил «Цех поэтов», вокруг него группировалась литературная молодежь. Как мастер перевода поэт сотрудничает в издательстве «Всемирная литература». В августе 1921 г. Н. Гумилев был арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре. Документы, подтверждающие его участие в заговоре, не обнаружены.

3. Футуризм.

Футуризм возник в 1912 году – дата выхода в свет сборника «Пощечина общественному вкусу». Корни этого явления в Италии, автор термина – итальянский поэт Ф. Маринетти. В России было 4 объединения футуристов: 1) кубофутуристы (группа «Гилея»): В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, С. Крученых, Б. Лившиц, Н. Кульбин; 2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов; 3) «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, К. Большаков; 4) «Центрифуга»: Б. Пастернак, К. Бобров, Н.Асеев.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

- тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

- стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

- словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

- поэт – языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского(1893 – 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского. Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни).

В 1913 – 1917 гг. В. Маяковский создает, помимо большого числа лирических стихотворений, трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В них – трагическое ощущение человека, связанного «веревками грязных дорог», опутанного нитями земной предопределенности. Поэт, «тринадцатый апостол», берет на себя ответственность за нравственное состояние мира, словно ему одному дано решить судьбу человеческого рода и раздвинуть рамки земного существования. « Я – поэт, я разницу стер между лицами своих и чужих», - такова суть этики В. Маяковского.

Ведущие жанры поэзии В. Маяковского – трагедия (пусть в форме поэмы), сатира (комедии «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»), элегия (героиня его любовных стихотворений – Л. Я. Брик, все три своих прижизненных собрания сочинений поэт посвятил ей) и ода (впервые в стихах 1917 г. о революции).

Неукротимый дух поэта и дух революционного времени совпали. Непримиримость мечты о «едином человечьем общежитье» и морали «уродца века» - движущая сила большинства произведений В. Маяковского, обуславливающая полярность утверждаемого и отрицаемого, «громаду любовь и громаду ненависть».

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм.