19 век наступил, не принеся никаких новых решений. Но однако, если 18 век был подражательным, то 19 век, начиная со 2 четверти русский театр начинает развиваться самобытно. Начинает утверждать непривычные для западного театра методики и постепенно запад начинает подражать русскому театру.

Уже в 20 веке методики Станиславского, Чехова, Мейерхольда интересует запад и интересуют и о сей день.

А пьесы Чехова вообще мировое достояние, а французы очень любят и широко ставят Островского

И русская драматургия и русская режиссура и система Станиславского оказываются очень востребованными на западе.

19 век для России начался большим потрясением, в 1801 году был совершен очередной дворцовый переворот. Был удушен Павел 1. На престол взошел его сын Александр. Он мучился, что был причастен к этому заговору и не помешал заговорщикам убить отца. А все как-то обрадовались и считали, что чудачества Павла заслужено остались позади, и что Александр принес свет, свободу. Он многое отменил. Но это все было до половины царствования Александра и потом он изменил свою политику не стал давать столько свободы и не выполнил массу обещаний. Но события войны 1812 года наложили большой отпечаток на театр. Во-первых, увеличилось количество зрителей. Крепостных стали отпускать на свободу воевавшие вместе с ними плечо к плечу дворяне. Они поняли, что это не рабочий скот, а люди, хоть и не грамотные. И после массовых прошений отпустить крестьян на волю Александр издал указ, позволяющий дворянам самостоятельно распоряжаться своими крестьянами. Но так, как крестьян отпускали без земли, то в деревне им было делать нечего, они двинулись в города. Некоторые начинали торговые дела. Пра-прадед Станиславского Алексей начал свое дело с торговли горохом. И так разбогател, что сумел поставить золотоканительную фабрику. А его сын Семен захотел обзавестись фамилией (у крепостных-то фамилий не было, унаследовать фамилию он не мог)и решил назваться Серебренниковым, но фамилия эта не прижилась. Чаще его называли- Алексеев сын. Так и началась их фамилия.

Дед А.П.Чехова тоже вышел из крепостных

И все бывшие крепостные либо становились купцами, либо шли в услужение к дворянам в городе (горничные, кухарки, дворецкие, извозчики…). У них появилось свободное время. Они двинулись в театр.

По статистике после войны 12 года население Москвы увеличилось до 300 тысяч, а Петербурга до 500 тысяч.

Театры были построены по западноевропейским образцам.

В шекспировском Глобусе зрители в партере стояли. Так и в русском театре по началу в портере стояли. До сих пор в Александринском театре табличка на ложе бенуар – места за креслами. Там стояли, и это значит, что там был простой народ. Но в начале 19 века начали появляться кресла. Сперва один ряд, потом второй и постепенно кресла вытеснили стоячую публику и отправили ее на галерку.

Так вот эта простая публика не очень понимала. Что происходит на сцене. Особенно трагедии в стихах…

Война 12 года дала еще и новые жанры – водевиль и мелодраму (пришли из Франции).

Водевиль- маленькое представление- комедия положений, в основе своей полная пустота, безделица.

Первый русский водевилист Хмельницкий предложил игру словами. Водевиль был остроумный и вся соль его сводилась к куплетам, в которых были достаточно острые положения

Появились водевили в 13 году. А в 30-40 годы появились такие русские водевилисты, как Кони, Каратыгин, Ленский и водевиль стал социальным. Все усложнилось и вместо легкой игрушки возникло маленькое сатирическое представление, очень юмористическое и остроумное.

Мелодрама заменила трагедию. В 19 веке трагедия сходит на нет. Конечно Пушкин написал трагедию Борис Годунов, но это особая трагедия, трагедия иной эстетики, в отличие от античных и французских трагедий.

Мелодрама становится более интересным жанром для нового зрителя. Она писалась прозой. И на сцене появляется простой народ. «Альпийские горы или чертов мост»- первая мелодрама сыгранная в Петербурге.(21.30- про этот спектакль)

Появление новых жанров привело к изменению репертуара в русском театре.

19 век очень богат на имена

1790 или 95- родился Александр Сергеевич Грибоедов

1799- родился Пушкин

1809- Гоголь

1814-Лермонтов

1817- Тургенев и Сухово-Кобылин

1823-Островский

1828-Толстой

Итд…

Это только самые известные имена, а было их на много больше…

Грибоедов был дипломат и бумаг от него не сохранилось. И год рождения точно не известен.

(если он родился позже, то он вундеркинд) В 13 лет поступает в университет, в 17 добровольно уходит на войну с Наполеоном. Знает множество языков. Композитор, поэт и драматург. Пушкин называл его умнейшим человеком России.

Театр в первой половине 19 века

19 век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в 19 веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.

Театральное искусство этого времени прощалось «с екатерининской эпохой, с ранним русским классицизмом». 19 век в первую очередь ознаменован годами Великой отечественной воны с армией Наполеона. В театре с огромным успехом идут пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев. Наибольшей популярностью пользовались трагедии В. А. Озерова. В его произведениях раскрылось дарование замечательных трагических актеров Алексея Семёновича Яковлева и Екатерины Семёновны Семёновой.

Самой яркой постановкой Озеровских пьес стала премьера «Дмитрия Донского» с Яковлевым и Семёновой в главных ролях в петербургском Большом театре. Премьера состоялась за несколько месяцев до заключения Тильзитского мира, который многие считали унизительным для России. Фразу: «Ах! Лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!» зрительный зал встретил громом аплодисментов. Героические образы, созданные на сцене Яковлевым и Семёновой, прославляли подвиг, вызывали горячие патриотические чувства. Искусство этих актеров разрушало условность старой манеры игры, прокладывало дорогу театру нового времени.

Вторым по значимости историческим событием, оказавшим влияние на становление театра в 19 веке стало восстание декабристов. Декабристы требовали от театра правдивого изображения жизни, обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе.

Вопросы театральной эстетики разрабатывал Пушкин. Он отстаивал в русском театре принципы подлинной народности. Гениальными новаторскими произведениями этого периода были комедия Грибоедова «Горе от ума» и трагедия Пушкина «Борис Годунов».