Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электроэнергетика, цветная металлургия, лесная и цел­люлозно-бумажная промышленность.

Уникальная природно-ресурсная база региона, как и база Западной Сибири, удовлетворяет потребности всего государства. За годы реформ сырьевая ориентация экономики Восточной Си­бири лишь усилилась и сохранится в ближайшее время. И так же как и в других районах России здесь значительно увеличилась доля ТЭК (до 25 %), почти в полтора раза вырос удельный вес цветной металлургии, продукция которой идет практически вся на экспорт и почти вдвое снизилась доля машиностроения.

Стержень современного хозяйства Восточной Сибири -электроэнергетика. Наиболее мощные тепловые электростанции в районе - Назаровская, Читинская, Гусиноозерская ГРЭС, Но­рильская и Иркутская ТЭЦ. Ряд крупнейших ГРЭС намечается построить еще на углях Канско-Ачинского бассейна, который протянулся на 800 км вдоль Транссибирской магистрали (от Кан-ска до Ачинска). Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности. Добыча ведется в крупных карьерах от­крытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать на месте для производства электроэнергии на крупных тепловых электростанциях, чем транспортировать на большие расстояния (КАТЭК - Канско-Ачинский топливно-энергетичес­кий комплекс).

Также Восточная Сибирь выделяется крупнейшими в стра­не гидроэлектростанциями, построенными на Енисее (Краснояр­ская и Саяно-Шушинская мощностью свыше 6 млн. кВт.) и на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).

Вырабатывая дешевую электроэнергию и располагая раз­нообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоем­кие производства (цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность). Например, предприятия по выплавке алю­миния(Шелехово, Братск, Красноярск, Саяногорск). Сырье -местные нефелины и привозное сырье. Комплексная их перера­ботка с попутным получением цемента и соды делает производ­ство алюминия в Восточной Сибири самым дешевым. Саянский и Братский алюминиевые заводы являются крупнейшими в мире.

Также в районе добывают золото, серебро, молибден, вольфрам, никель, свинцово - цинковые руды. В некоторых рай­онах на месте добыч создаются комбинаты. Например, Нориль­ский медно - никелевый комбинат (на севере - за Полярным кру­гом), где попутно с выплавкой многих металлов производят хи­мические продукты и стройматериалы.

Нефтеперерабатывающая и химическая промышлен­ностьпредставлена предприятиями в городах Ачинск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Зима и др. Там получили разви­тие переработка нефти (на пути нефтепровода из Западной Сиби­ри - НПЗ в Ачинске и Ангарске), развито производство синтети­ческого аммиака, азотной кислоты, селитры (Усолье-Сибирское), спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на химической переработке древесины, поли­меров и минеральных удобрений. Химические комбинаты работают на отходах целлюлозно-бумажной промышленности, на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, используя дешевую электроэнергию ГРЭС и ГЭС. Воду дают реки Восточной Сиби­ри, так как многие производства водоемкие.

Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности.Лесозаготовки ве­дутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспорти­руют к океану и далее - по Северному морскому пути, а также к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки по ним леса в другие районы страны. За северным Полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной промышленности находятся в Краснояр­ске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на р.Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо, однако, отметить, что пред­приятия наносят значительный ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.

Машиностроениеобслуживает в основном потребности региона. Крупными предприятиями машиностроительного ком­плекса являются заводы в Красноярске ("Сибтяжмаш", комбай­новый и завод тяжелых экскаваторов) и в Иркутске (завод тяже­лого машиностроения). В Чите представлена автосборка.

Агропромышленный комплекс.Сельское хозяйство раз­вито в основном на юге района. Животноводство специализиру­ется на производстве мяса и шерсти, так как две трети сельскохо­зяйственных угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве.

Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым куль­турам. Возделывают яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны посевы кормовых культур, развиваются картофелеводство и ово­щеводство. На севере, в тундре, занимаются разведением оленей, в тайге охотой.

Топливно-энергетический комплекс.Электроэнергетика - отрасль специализации промышленности района. Здесь рабо­тают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, использующие ме­стные топливные и гидроэнергетические ресурсы. ТЭЦ Нориль­ска работала ранее на угле, а сейчас работает на природном газеиз Западной Сибири, который подается по газопроводу от место­рождения в 150 км от Дудинки. Электростанции района объеди­нены линиями электропередачи и подключены к энергосистеме Западной Сибири.

На территории района в Иркутской области открыто новое газоконденсатное месторождение - Ковыткинское (доказанные запасы (по оценкам) - 869 млрд. м3 газа и 58 млн. т - конденсата). В 1997 г. Подписано соглашение об экспорте газа из этого место­рождения в Китай по газопроводу. Предполагаемая трасса газо­провода пройдет параллельно железнодорожной магистрали Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин (длина 3384 км), затем до порта Жичжао (Китай), а далее - по дну Желтого моря в южнокорей­ский город Самхо (а затем в сжиженном виде газ будет закачи­ваться в танкеры и отправляться в Японию и на Тайвань).

Транспорт.Разработка природных богатств, развитие про­мышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью самая низкая по стране. Лишь на юге Восточно-Сибирского района проходит Трансси­бирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и XX вв. (Челябинск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ -Чита - Владивосток). В 80-е годы была построена Байкало-Амурская магистраль (общая ее протяженность - более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобай-кальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольске-на-Амуре (на Дальнем Востоке).

Магистраль вместе с ранее построенными западными (Тай­шет - Братск - Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре - Ванино) образует второй, более короткий по сравне­нию с Транссибом, путь к Тихому океану. На севере района есть небольшая электрифицированная железная дорога, которая свя­зала Норильск с портом Дудинка.

Крупнейшей транспортной артерией является река Енисей. К западу от устья Енисея судоходство по Северному морскому пути осуществляется даже зимой, С помощью ледоколов прово­дятся суда и к востоку от Енисея. Игарка и Дудинка - лесоэкс-портные порты.