Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство позна­ния окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстни­ками и взрослыми.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и дей­ственно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон дей­ствительности, интерес к действиям с предметами, событиям, от­ношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес.

Своеобразие игры заключается в:

1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

2.Творческий характер игры.

3.Эмоциональная насыщенность игры.

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизациюи выделил следующие виды игр:

Игры – упражнения (до 1-го г.ж.); Символические игры (с 2-х до 4-х лет);

Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).

Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу которой он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил:

имитационные (подражательные) и игры с правилами.

Н.К.Крупская предложила:

1 – свободные, самостоятельные, творческие игры детей;

2- организованные игры с правилами.

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

В настоящее время распространение получила классификация игр предложенная Новоселовойза основу которой она взяла признак – по чьей инициативе возникла игра:

1.Игры, возникшие по инициативе ребёнка включают в себя:

- игра – экспериментирование;

- самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2.Игры, возникшие по инициативе взрослого:

- Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

- Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)

3.Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых –народные игры.