Несовпадение статусов

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении со временем выражается и поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов, где одни ценятся и уважаются больше, чем другие. Место в такой незримой иерархии статусов называется рангом. Существуют высокие, средние и низкие ранги. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества и тогда она называется межгрупповой, а также между индивидами в рамках одной группы - это внутригрупповая. Здесь место человека выражается тем же термином ранг. Несовпадение статусов описывает, противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, оно возникает при двух обстоятельствах:

- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой низкий;

- когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей других.

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.

Социальный тип личности - это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно - степень его рациональности, Маркс - формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:

- рецептивный (пассивный);

- эксплуататорский;

- накопительский;

- рыночный

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

- традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

- идеалисты - наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

- фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

- гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность - это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:

1) homo faber - человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;

2) человек массовый - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

3) человек универсальный - способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;

4) человек, зависящий от государства,

Д. Рисмен - социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, инду­стриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств мас­совой коммуникации накладывают свой отпечаток на человечес­кую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Из­раиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была постро­ена аналитическая модель современной личности.

Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:

- открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

- способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

- ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

- экономия времени; пунктуальность;

- уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

- планирование будущих действий для достижения поставлен­ных целей, как в общественной, так и в личной жизни;

- высокая ценность образования и обучения;

- уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.