Социальная поддержка – специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

Категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке:

1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

2) малоимущие;

3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

Виды программ социальной поддержки:

1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

Социальное обслуживание – механизм осуществления социальной поддержки.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со­циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное звено организации социального обслуживания населе­ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек­тив), малый город без административного деления.

Функции управления вопросами социального обслуживания насе­ления на подведомственной территории осуществляют органы соци­альной защиты населения.

Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон­ного представителя.

Принципы социального обслуживания:

1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

2. доступности;

3. добровольности;

4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

6. гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциаль­ности в работе;

7. профилактической направленности;

8. законности и учета международных стандартов.

Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком­плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны­ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы­полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци­альном обслуживании.

Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь, предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронажграждан и семей, нуждающихся в посто­янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди­цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час­тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус­ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо­дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно­го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об­служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив­шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об­служивания.

6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци­ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне­деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают по­мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита­ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита­ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об­щественно опасным поведением.

Функции социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи­нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре­менного жилья и т.п.;

- профилактику бедности: создание семьям условий для самосто­ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима­тельства;

- надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто­роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече­ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу­лочные группы и т.п.);

- организация совместно с органами народного образования вре­менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи­тельство), усыновление;

б) функция консультировании:

- консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

- подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

- родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

- социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер­шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

- медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под­ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

- предоставление клиенту информации, необходимой для разре­шения сложной жизненной ситуации;

- распространение среди населения медико-психологических, пе­дагогических и иных знаний;

- изучение специалистами по социальной работе, специально со­зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле­нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы­чайных программ;

- формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи­мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про­фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

Источники финансирования социальных служб:

- нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

- поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре­зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

- перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

- от платных услуг и от хозяйственной деятельности уч­реждений и предприятий службы;

- доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы содержание и цели муниципальной политики в области социаль­ной поддержки населения?

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж­ки населения и муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?