государственный демократия римское право парламент

Солон был избран первым архонтом - архонтом-эпонимом. Своей задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Реформы Солона не изменили положения рабов, привозимых в Афины из других стран. Оно оставалось таким же тяжелым.

По демократической реформе все афинские граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда. Лица, получившие 500 (1 медимн - ок.52 кг) медимнов, были отнесены к первому разряду и стали называться пентакосиомедимнами. Второй разряд составили те, кто получал доход в 300 мер, их называли всадниками. Граждане третьего разряда - зевгиты - имели 200 мер. В четвертый разряд входили так называемые феты, получавшие доход менее 200 мер.

Демос - свободные афиняне: крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики, купцы, владельцы кораблей и мастерских.

Граждане - люди, пользующиеся правами, установленными законом и несущие обязанности перед государством.

Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия - стряхивание бремени. Она освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы в рабство за границу, государство выкупило за свой счет запрещала личную кабалу, продажу

Солон создал новый государственный орган - Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых 3 разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел обсуждения Народным собранием, рассматривал текущие дела управления.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа - гелиеи - многочисленной коллегии судей, избранных из всех граждан, включая и фетов.

После ухода Солона с политической арены вновь возобновилась борьба Во главе этой борьбы стал Писистрат, который объединил две противоборствующие группировки: торговцев, судовладельцев и крестьян, наемников. Опираясь на них, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет.

Писистрат взимал относительно умеренный налог (десятину с доходов земледелия), организовал «сельских судей» (что-то вроде мировых судей), чтобы крестьянам для решения мелких дел не нужно было терять время в городе; обеспечивал инвалидов, получивших увечья в войне. Он также роздал крестьянам земли, конфискованные у своих аристократических противников. Как видно, он в целом стремился удовлетворить интересы небогатого крестьянства, которое сложило поговорку: «тирания Писистрата - это жизнь при Кроносе» (то есть «золотой век»). Писистрат по прежнему сохранял конституцию Солона, осуществляя власть внешне в республиканских формах (то есть он сам или его родственники и близкие занимали высшие должности); он демонстрировал свою законопослушность, так что даже явился в суд, когда его вызвал какой-то гражданин по обвинению в убийстве (однако сам обвинитель явиться побоялся). Андротион утверждает, что авторство закона о праздности, приписываемого Солону, на самом деле принадлежит Писистрату. Согласно этому закону, ареопаг должен был наблюдать за средствами и образом жизни каждого афинского гражданина; праздных следовало наказывать. Этот закон улучшил земледелие и восстановил спокойствие в городе. Писистрат отличался снисходительностью: так, когда имевший малородную землю крестьянин пожаловался ему на высокий земельный налог (не зная, что перед ним сам Писистрат), то тиран, восхитившись его смелостью и прямодушием, освободил его от всех налогов.

Из других деяний Писистрата следует отметить широкомасштабные работы, среди прочего дававшие пропитание беднякам: постройку порта Пирей; постройку нового Акрополя в Афинах, с роскошными (по тем временам) храмами Афины Паллады и Аполлона Пифийского; постройку храма Деметры в Элевсине; постройку в Афинах рынка и водопровода «Эннеакрунос» («Девятиструйный источник», служивший вплоть до XVIII в.) организацию праздников Панафиней и особенно «Великих Панафиней» (раз в четыре года) с всегреческими играми на них; на Панафинеях декламировались поэмы Гомера, которые тогда же по приказу Писистрата были впервые записаны. Он также ввел в качестве общегосударственного крестьянский праздник Дионисий, на котором тогда впервые стали устраиваться театральные представления. Он запретил частным лицам чеканку монеты и ввел единую государственную монету, так называемую «сову» - серебряную тетрадрахму весом ок. 13 г с изображением Афины на лицевой и совы на оборотной стороне.

Политическим кредо Писистрата было "Пусть народ занимается своими делами, а я позабочусь об общественных".

После падения тирании Писистрата к власти пришел Клисфен, которым было введено территориальное разделение граждан вместо родоплеменного. Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы, бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и др. местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию; всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии, 10 отечественных героев, которые и дали филам свои имена.

Реформа городского Совета. Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы. Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии, ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов.

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм. В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом.

Выражая интересы демократических кругов населения, Эфиальт ратовал за разрыв со Спартой, за самостоятельную внешнюю политику Афин; во внутренней политике был сторонником дальнейшей демократизации государственного строя и ликвидации политического значения оплота аристократии - ареопага. В 462 г. провёл реформу, ограничившую функции ареопага (в ведении которого остались лишь уголовные дела), что вызвало недовольство аристократии. Вскоре был предательски убит (461 г. до н. э.). Соратником и воспреемником политики Эфиальта был Перикл.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.

Перикл много сделал для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознавшие, что олигархическая партия - это партия консерваторов идущая в не ногу со своим временем.

Основными принципами афинской демократии были «исономия»- равенство гражданских права и «исегория»- равенство политических прав.

Всей совокупностью прав и привилегии пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.

Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ, т.е. оно не отменяло имущественных и иных различий между гражданами. Так, В. Бузескул в работе «История Афинской демократии» писал, что: « Юридически и политически все граждане были равны, но в социальном отношении полного равенства не было и в демократических Афинах, например, знатность происхождения и богатство не совсем утратили значение: они открывали дорогу власти и к влиянию. На некоторые должности, почетные и не соединенные с материальными выгодами, замещавшиеся не по жребию, особенно на должность стратегов, избирали преимущественно лиц более или менее видного происхождения и богатых».

Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Их земельные наделы не превышали 10 га. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда.

Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящийся» профессии были уделом иностранцев - метеков, вольноотпущенников, рабов.

Метеки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимости), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалась. Однако в армии они служили, платили налог Метек, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство.

Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев.

Несмотря на все ограничения, метеки и вольноотпущенники были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабынею были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживающее казни, суд и наказание становились делом властей, так как господствующее положение занимали крупные рабовладельцы.

Под правами политическим подразумевалось право на занятие государственных должностей и на право голоса в Народном собрании. Данные права мной будут рассмотрены в последующих разделах данной письменной работы.

Источники права: обычаи, религиозные нормы, законы. Самыми ранними законами считаются разработанные Драконтом в 7 в. до н.э.Гражданское право.

Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие:

а) согласие сторон;

б) законность основания;

в) соответствие нормам морали.

Способами обеспечения договоров были: залог, задаток, поручительство третьих лиц. Особым видом залога, возникшим в Афинах, была ипотека (14) – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном пользовании должника. Афинскому праву были так же известны обязательства из деликта, т.е. из причинения вреда. За вред, причиненный детьми, рабами, животными отвечали соответственно отец семейства, хозяин, собственник животного.

Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – регулировались в основном обычаями. Заключение брака считалось обязанность афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи. Против такого понимания брака выступил Солон. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической жизни и большую часть жизни проводили в стенах дома. Мужчина обладал большой властью над детьми. Он мог отречься от ребенка, изгнать сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанно убить жену, которую муж застал с любовником – все это объяснялось тем, что труд женщины имел для экономики Афин небольшое значение. В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было. Законные наследники сыновья и дочери были уравнены в правах. Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, поэтому у них не редки были браки между близкими родственникам – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие браки объяснялись ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи.

В уголовно-правовой сфере Афин наблюдается определенный гуманизм, который проявлялся в следующем:

1. основными наказаниями были штрафы и конфискация имущества;

2. смертная казнь могла быть назначена за небольшое количество преступных деяний (измена, безбожие, обман народа);

3. приговоренный к смерти не только мог сам избрать способ ухода из жизни, но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни не практиковались;

5. широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав.

Подобный гуманизм был обусловлен следующими причинами:

1. сравнительно невысокий уровень преступности среди граждан;

2. высокий уровень благосостояния позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

3. граждан было немного, каждый был на счету как воин налогоплательщик и собственник;

4. граждане сами устанавливали для себя законы в том числе и уголовные.

В целом система уголовного права в Древних Афинах представляла собой следующее:

1. преступления против государства (измена, обман народа);

2. преступления против личности (убийство, оскорбление);

3. преступления против собственности (кража, грабеж);

4. преступления против семьи (похищение девушки, измена жены).

В Древних Афинах судейские функции исполняли фесмофеты (23). В Афинах существовало две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Первый вид процесса начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец был в праве прекратить в любое время процесс. Обвинитель должен был уплатить судебную пошлину. При втором виде процесса, он начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения, истец не получал для себя никаких материальных выгод и не платил судебную пошлину. Истец самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд документы, вещественные доказательства, протоколы допроса свидетелей запечатывались в специальные сосуды, с тем, чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судья выносил решение. При равенстве голосов, подсудимый считался оправданным.

На юге Эллады (п-ов Пелопоннес) одним из наиболее значитель­ных из образовавшихся полисных государств являлась Спарта, постепенно подчинившая себе большинство соседних областей. Спарта возникла в IX в. до н.э. в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин — ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием. Осевшие в Лаконике дорийцы подразделялись на 3 племени-клана: иллеи, дамонеи и памфилои. Это деление отразилось и на раннем государственно-по­литическом укладе народа. Каждое из племен делилось на 9 фратрий. Территориально новый объединенный полис делился на 5 местных фил, а те — на «родовые кварталы», в каждом их которых избирался вождь и глава войска. Пять руководителей фил составляли Совет полиса. Цари-вожди выбирались только из двух знатных родов - агидов и эврипонтидов, которые, по-видимому, впоследствии поделили власть в общих интересах. С конца IX в. до н.э. спартиаты стали выбирать двух царей, которым, по сути, принадлежала власть вождей, типичная для зрелой надобщинной администрации. В ходе завоевания сложилась своеобразная социально-правовая организация Спарта, основанная на корпоративной собственности завоевателей на землю страны и на насильственном присвоении продуктов труда порабощенных слоев населе­ния. Каждой патриархальной семье принадлежал участок земли — клер, но обрабатывался он зависимым населением — илотами. Политическими правами пользовались только спартиаты. Позднее, когда среди спартиатов возникает имущественное неравенство, граждане, которые могли делать пожертвования в пользу организаций общественных трапез, стали называться гипомейенами.

Илоты (13) жили на участке со своими семьями, и часть произведенного ими продукта отдавалась в качестве государственного налога. Илоты не имели каких-либо прав (даже право на жизнь было условным).

Другую группу не полноправного, но более свободного населе­ния составляли периэки (17). Они жили на окраинах страны, платили подати и несли воинскую повинность. Периэки имели местное само­управление, но в общегосударственных делах подчинялись спартан­ским царям. Периэкам дозволялось заниматься земледелием, торгов­лей и ремеслами.

В процессе создания государственности аристократия в Спарте сохранилась, а народному собранию был придан особый строй, примиряющий все внутренние интересы государства. Кроме того, со стороны государства осуществлялся неуклонный контроль. Полулеген­дарный царь Ликург (VIII в. до н.э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Его нововведениями стали:

• Создание совета старейшин, при помощи которого он хотел уравновесить традиционную власть царей и власть толпы.

• Передел земли. В целях снижения социального недовольства передел был распространен и на личную собственность, а из оборота изъяты наличные деньги.

• Наложение ограничений на особые искусства, дабы стиль жизни зажиточных граждан не имел выражения в роскоши.

• Введение общественных трапез.

• Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами (допущены к занятиям спорту, военному делу). Поощрялись внебрачные связи, заботу о всех без исключения детях брало на себя государство.

• Было введено единообразное и обязательное воспитание всех спартиатов, которое по преимуществу сводило к обучению военному делу.

Законодательная деятельность Ликурга выражена в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопросы царя. По замыслу законодателя стабильность спартанского общества должна обес­печиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями.

Организация власти и управления в Спарте

Система власти была основана на сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия.

Основной орган в Спарте герусия (11) - совет старейшин, его образовывали 30 геронтов, которые выбирались из наиболее известных граждан пожизненно. Герусия занималась внешнеполитическими проблемами, руководила деятельностью должностных лиц. Она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам. Герусии подсудны были даже цари. Сама герусия за свои решения не отвечала.

В Спарте существовало народное собрание — апелла (2), в котором принимали участие все спартиаты старше 30 лет. Однако собрание, фактически лишенное законодательной власти, не играло важной роли в политической жизни страны. В компетенцию собрания входило решение вопросов войны и мира, избрания должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, установление союзов с другими государствами.

С течением времени важнейшим институтом управления стано­вится коллегия эфоров (27). Считается, что возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоры ежегодно избирались народным собранием из числа всех граждан (всего их было 5). К компетенции эфоров относился созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания, а также веда­ли вопросами внешней политики и внутреннего управления страной. Эфоры давали отчет только своим преемникам, что породило зло­употребления должностными полномочиями