1. Тема, цель и задачи урока; реализация цели и задач в процес­се урока.

2. Тип урока, его место в системе других уроков трудового обу­чения, связь с предыдущими занятиями, соответствие поставленным задачам, содержанию программы, возрастным и индивиду­альным возможностям учащихся.

3. Основные этапы урока, их взаимосвязь, рациональность ис­пользования времени на каждом этапе урока.

4. Реализация дидактических принципов в процессе ведения урока.

5. Эффективность методов обучения, используемых в процессе урока; целесообразность их выбора:

- методы введения нового материала (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);

- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комби­нированный, взаимоконтроль);

- методы формирования и закрепления умений и навыков (бе­седа, упражнения и др.).

6. Содержание и методика проведения урока:
организационный момент; подготовка учителя к уроку (рабочее

место, доска, мел, наглядные пособия и т.д.), готовность уча­щихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внима­ния учащихся, учет времени данного этапа;

вводная беседа: сообщение темы урока, возбуждение интереса к новому материалу, постановка учебных задач; использование приемов ориентировки учащихся в новом материале; проявление их активности (сосредоточенность внимания, желание дать ответ, его осмысленность);

ориентировка в задании: анализ образца изделия (муляжа, ма­кета, игрушки и т.д.), последовательность анализа; использова­ние приемов, направленных на активизацию самостоятельности учащихся при ориентировке в задании;

планирование предстоящей работы: использование наглядных пособий (предметно-операционных карт, графических и словес­ных планов) при обучении планированию; стимуляция самостоя­тельности детей при планировании работы (соответствие исполь­зуемых учителем приемов планирования возрастным и индивиду­альным возможностям детей);

практическая работа учащихся: помощь, оказываемая учите­лем школьникам при возникновении затруднений, приемы, на­правленные на активизацию самостоятельности учащихся в рабо­те, приемы индивидуального подхода, осуществляемые учителем во время практической работы учащихся; фиксирование учебного времени, использованного на данном этапе;

отчет о проделанной работе: активизация самостоятельности школьников, использование учителем наглядных материалов, помощь, оказываемая учителем школьникам;

оценка деятельности учащихся на уроке: мотивировка оценок;

итог урока: выявление, достигнуты ли цель и задачи урока, учитывались ли индивидуальные особенности детей.

7. Педагогическое мастерство учителя:

- подготовка к проведению урока, использование записей, на­глядных средств обучения;

- владение методикой стимулирования познавательной актив­ности учащихся;

- использование способов развития самостоятельности, сис­темности мышления (внутри- и межпредметные связи), творче­ского мышления;

- способы оценки достижений учащихся на занятии;

- невербальное поведение преподавателя, стиль общения с уча­щимися, меры воздействия на них, проявление педагогического такта преподавателя.

2. Подготовленность учителя к уроку.

Учитель должен понимать особую роль трудового обучения в коррекции недостатков, разви­тии и воспитании умственно отсталых школьников. Он должен хорошо знать программу трудового обучения и владеть методикой работы с учащимися на уроке, учитывая их психофизические осо­бенности и уровень трудовой подготовки, уметь выполнять учеб­ные поделки из разного вида материалов, составлять предметно-операционные и графические планы, поддерживать у школьни­ков интерес к труду и т.д.

На первых порах учитель пишет поурочные конспекты каждо­го занятия, в дальнейшем ему достаточно использовать только план-конспект урока. В том и другом случае должны быть вы­делены тема, цель и задачи урока, четко определены этапы уро­ка, виды учебного материала и конкретных упражнений, пере­числено необходимое оборудование. Задачи должны форму­лироваться кратко, конкретно и соответствовать программным требованиям.

Подготовку учителя к уроку можно условно разделить на два этапа.

Учитель на уроке:

- подготовка к уроку;

- использование необходимых записей;

- чередование видов деятельности (рассказ, слушание, оказа­ние помощи учащимся при выполнении работы и др.);

- четкая организация работы;

- контакт с классом;

- индивидуальный подход к учащимся;

- увлеченность предметом.

- Работа учителя с учащимися:

- подготовка учащихся к уроку;

- поощрение их активности на разных этапах урока;

- использование разных видов деятельности учащихся (рече­вая, слушание, практическая и самостоятельная работа и др.);

- воспитание культуры труда, дисциплины.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Что понимается под содержанием и методикой проведения урока?

2. Приведите примерную схему урока ручного труда.

3. На какие этапы можно условно разделить подготовку учителя к уроку?

4. Методические рекомендации к блоку практических занятий

По каждой теме семинарских занятий представлен список литературы, рекомендуемых для самостоятельной подготовки.

Практические занятия предполагают аудиторную самостоятельную работу, которая требует предварительной подготовки и контроля преподавателя в процессе выполнения заданий и решения задач. Предполагается творческая групповая и индивидуальная работа студентов во время аудиторных занятий. Часть заданий выполняется студентами самостоятельно во внеаудиторное время.

Планы практических занятий: