Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество – учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем знании – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством нужно многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно – воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно прежде всего выражается в умении так организоватьучебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по – особому подойти к ученику. Мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Этапы овладения следующие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.

Искусство педагога проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытного учителя – в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель – мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.

Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требую рассуждения. Задача учителя – найти положительные эмоции в самом процессе учения.

Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии, и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними.

Педагогическая техника – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Составной элемент педагогической техники – умение учителя управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно определять душевное состояние ученика.

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок – педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они либо спешат, либо опаздывают, что снижает эффективность педагогического воздействия.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа учителем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным: обращение педагога может быть и просьба, и осуждением, одобрением и приказом.

Педагогическое общение – установление контакта с детьми.

Педагогическое общение –профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.

Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестами.

Проблема педагогического общения активно исследуется в мировой педагогике. В вышедшей недавно книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гуда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Они выяснили, что учителя:

- непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;

- оценивают их достижения более высокими баллами;

- предпочитают учеников, у которых красивый почерк;

- выделяют и тех, кто опрятнее одет и т.д.

В зависимости от стиля общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверактивный».

«Проактивный» - инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели.

«Реактивный» - тоже гибок в своих установках, но он внутреннее слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение.

«Сверактивный» - учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть более активен других – он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь. Он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы учеников.

По мнению А. С. Макаренко педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умения его построить и привезти в движение.

3. Структура педагогической деятельности

конструктивная

организаторская

коммуникативная

1.Аналитические
умения:
- разделять на составляющие элементы пед.явления ( условия, причины, мотивы);
- осмысливать его взаимосвязи со всеми компонентами пед.процесса;
- вычленять основную пед.задачу и определять способы оптимального решения;
- осуществлять рефлексию.
2.Прогностические умения:
- ориентация на четко представленный в сознании конечный результат: прогнозировать развитие личности, ход пед.процесса, развитие коллектива.
3. Проективные умения:
- планирование и осуществление пед.деятельности.

1. Мобилизационные умения:
- привлечь внимание учащихся;
- развитие интереса к учению, труду, к др. видам деятельности;
- формирование потребности в знаниях, навыков учебной работы и т.п.;
2. Информационные умения:
- излагать учебный материал;
- работать с источниками;
- дидактически преобразовывать информацию.
3. Ориентационные умения:
- формировать ценностные установки учащихся (отношение к труду, людям и др.);
- формировать интерес к учебной, исследовательской и др.видам деятельности.

1. Перцептивные умения:
- понимать др.людей. их личностные особенности и ценностные ориентации (определять состояние человека, характер его переживания, видеть в нем главное, определить отношение к социальным нормам)
2. Общение
- распределить внимание и поддерживать его устойчивость;
- выбирать способ обращения и поведения.
3. Педагогическая техника- совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся:
- выбор стиля и тона общения;
- управлять вниманием и темпом деятельности школьников;
- демонстрировать свое отношение к поступкам учащихся;
- речь (правильная дикция, ритмичное дыхание);
- разумное использование мимики и жестов;
- управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние

4. А.Сластенин учитывал «личные знания» - это педагогические, профессиональные умения.

Знания учителя:

1. Методические основы, методологические основы и категории педагогики.

2. Закономерности социализации и развития личности.

3. Существенные цели, технологии обучения и воспитания.

4. Законы возрастного анатомо-физическими и психологические развития разного возраста.

5. Специальные педагогические знания по предметам и методикам.

Таким образом, знания педагога должны быть комплексные, эмоционально- окрашенные.

Способности учителя:

1. Коммуникативное

2. Персептивные

3. Эмпатия

4. Динамизм личности

5. Эмоциональная устойчивость

6. Анимистическое прогнозирование

7. Способность внушать и влиять

8. Креативность

9. Дидактически подобрать материал

10. Организаторские способности

11. Конструктивные способности

12. Исследовательские способности

13. Научно- познавательные способности