I Теоретические вопросы.

1) Параллельная тоника (параллельные тональности).

2) 3 вида минора.

3) Интервал. Простые интервалы.

4) Интервал. Обращения интервалов.

5) Тритоны.

6) 4 вида трезвучий.

7) Трезвучие. Главные трезвучия лада.

8) Трезвучие. Обращения трезвучий.

9) Доминантсептаккорд.

Прочитать теорию ниже, все вспомнить, во всем разобраться. Учить наизусть не нужно - главное понять и уметь объяснить своими словами.

Параллельная тоника.

*Знать, понимать и уметь излагать своими словами (не учить наизусть) весь материал по теме "Лад и тональность" (возможны дополнительные вопросы):

а) Определения:

Лад - система звуков (различной высоты), в которой каждый звук обладает определенной функцией. Основные понятия лада - устойчивость и неустойчивость.

Т. е. лад - это музыкальная организация, основанная на соподчинении звуков.

Тоника - основной звук лада, самый устойчивый (I ступень). Чаще всего музыкальные произведения оканчиваются тоникой.

Мажор и минор - наиболее распространенные лады европейской музыки (каждый включает в себя 7 звуков различной высоты и функции).

Лад выражает определенное настроение; основой лада (мажора или минора) является тоническое трезвучие (строится на тонике и состоит из всех трех устойчивых звуков лада) - в мажоре это мажорное трезвучие (T53 - Б53, звучит "весело"), в миноре - минорное (t53 - М53, звучит "грустно").

(Пример: в До мажоре - до, ми, соль; в ля миноре - ля, до, ми).

б) Материал, изложенный на стр. 3 (Калинина, 3 кл.):

устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада (мажора или минора)

строение мажорной гаммы

строение минорной гаммы

в) Определения:

Тональность - высотное положение лада (например: До мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор или до минор, ля минор, си минор). Тональность указывает на то, какой звук берется за тонику (I ступень лада), структура же лада всегда остается неизменной.

Название тональности складывается из названия главного звука (тоники), от которого строится лад, и определения лада. Например, до минор (до - тоника, минор - лад).

При построении лада от разных звуков, т. е при построении различных тональностей требуются знаки альтерации для соблюдения структуры лада. Эти знаки выставляются при ключе (ключевые знаки).

г) Калинина, 3 кл. - выучить:

знаки в тональностях (до 3-х знаков) - стр. 3

порядок написания знаков при ключе - стр. 4

Для ответа:

Параллельные тональности, параллельная тоника.

Параллельные тональности - это мажорная и минорная тональности, в которых совпадают все звуки, ключевые знаки, но тоники (главные ступени) - разные и, следовательно, номера и функции всех остальных ступеней также разные.

Пример параллельных тональностей: До мажор и ля минор, Соль мажор и ми минор.

До мажор и ля минор строятся на белых клавишах, в Соль мажоре и ми миноре имеется один ключевой знак - т. е. параллельные тональности имеют один и тот же набор звуков. Функции же - различны, напр.: в До мажоре до - тоника (I ступень), в параллельном ля миноре до - III ступень и т.д.

Правила:

1. В мажоре тоника параллельного минора находится на VI ступени (в До мажоре - ля, ля минор - параллельный);

2. В миноре тоника параллельного мажора находится на III ступени (в ля миноре - до, До мажор - параллельный);

3. Параллельный минор располагается малой терцией ниже, чем его параллельный мажор: До мажор - ля минор, ля на малую терцию ниже, чем до.

Параллельные тональности находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности звукового состава (один и тот же набор звуков) они могут объединяться в параллельно-переменный лад (например, в русской народной песне).