Особенности образовательных программ

Тема: Содержание художественного образования.

1. Анализ программ по изобразительному искусству.

2. Планирование художественно-творческой деятельности.

3.Методы и приемы обучения изобразительному искусству.

1. Разрабатывая любую новую концепцию или технологию обучения искусству, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:

· Какова цель обучения искусству в школе?

· Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?

· Какие базовые психические механизмы лежат в основе творческой деятельности?

· Чему следует учить в рамках школьного образования?

· Как обучать искусству наиболее эффективно с точки зрения развития личности и

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Б. Н. Неменского В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. Их основные ориентиры отражает представленная ниже таблица.

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузини др. «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикаловаи др.
Цели Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
Содержание и средства Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.
Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.
В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы.
Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий:человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.
Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин.
Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.
Особенности Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.
Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.
Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.
Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Все вышеприведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.).

- Разработаны региональные программы и учебники по изобразительному искусству, авторы Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э.;

- Салахов М.Т. «Изобразительное искусство и природа родного края Башкортостана»

2. Планирование художественно-творческой деятельности.

Учитель, планируя результаты своей деятельности, изменения в уровне развития своих учеников и их обученности, уже закладывает основы обучающей технологии. Организация образовательного процесса в художественном воспитании с позиции технологии предполагает продуманность и целесообразность его структуры, в основу такой организации должна быть положена система знаний о возрастных особенностях детей и закономерностях возрастной эволюции изобразительной деятельности, о психологических механизмах творческого процесса у ребёнка. Образовательный процесс, понимаемый как смена состояний системы деятельности его участников, протекает на разных уровнях. Роль и место участников этого процесса меняются при переходе с одного уровня на другой.

1. Теоретический уровень, на котором существует представление об образовательном процессе как системе, уровень дидактической структуры, на котором учитель овладевает теоретическими знаниями, переосмысливает свои взгляды на процесс обучения и воспитания.

2. Уровень проекта учебного плана и учебных программ, на котором учитель принимает участие в разработке школьного компонента учебного плана, выбирает программы, учебники, методические пособия.

3. Создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планирования на год, тему, отдельное занятие.

4. Уровень реального процесса, на котором учитель организует и стимулирует учебно-познавательную деятельность школьников, направляя её по пути самостоятельной, осознанной, творческой деятельности; на этом уровне особенно возрастает руководящая роль учителя.

Следует отметить, что на четвёртом уровне, уровне реального, живого педагогического процесса, реализуются все три предшествующие. В ходе реального учебного процесса становится ясно, насколько глубоки и полноценны представления учителя о дидактической структуре, образовательном процессе как системе; насколько осознанно подошёл учитель к выбору программы обучения по своему предмету, как он понимает цель, задачи и содержание этой программы.

Знание возрастных особенностей школьников, глубокое понимание закономерностей возрастной эволюции детского рисования, умение выявить зону актуального развития для определённого возраста, коллектива учащихся или отдельного ученика и, исходя из этого, наметить зону ближайшего развития – это та основа, на которой строится деятельность по руководству художественно-творческой деятельностью школьников. В руководстве художественно-творческой деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства результат зависит, скорее всего, не от силы воздействия на отдельные компоненты структуры этой деятельности, а в большей степени от того, насколько многопланово осуществляется это руководство, насколько полно учитываются все аспекты детского художественного творчества.

Учитывая то, что деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства носит в большей степени наглядно-практический характер и направлена на решение художественно-образных задач, педагог осуществляет руководство ею через создание условий для их решения. Он моделирует творческие ситуации, осуществляя «непрямое» воздействие на деятельность своих учеников, формируя мотивы к занятиям искусством, создавая атмосферу, способствующую развитию у учащихся потребности в самовыражении, самореализации. Воздействие на результат художественно-творческой деятельности – один из существенных аспектов художественно-педагогической деятельности.

3.Методы и приемы обучения изобразительному искусству.

а) Дидактические методы обучения.

Цель личностноориетированного художественного образования, понимаемая как максимально полное развитие ребёнка, может быть достигнута лишь тогда, когда разработаны конкретные методы и приёмы педагогического воздействия.

Согласно принятому в педагогике определению, метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности учителя и учеников на данном уроке. Метод обученияэто способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение учебно-воспитательных целей при руководящей роли учителя. В.В. Краевский определяет его так: «Метод обучения – это конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определённой части содержания образования». Методы обучения изобразительному искусству направлены на овладение учащимися художественно-творческой деятельностью, формирование их творческих способностей. Освоение способов и приёмов учебной деятельности, знаний, умений и навыков в этой области педагогической науки служит лишь средством. Формирование навыков творчества, творческих способностей требует определённой трансформации представлений о методах и приёмах обучения, сложившихся в педагогической науке. Под методом обучения изобразительной деятельности понимается система действий педагога, направленная на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также на организацию процесса изображения у детей. Методы обучения изобразительному искусству будут в значительной мере отличаться в зависимости от того, на овладение какой конкретной части содержания художественного образования учащимися они направлены. Методы передачи школьникам опыта познавательной деятельности (знаний о мире, об искусстве, различных видах художественной деятельности) не могут не отличаться от методов, используемых при передаче опыта творческой деятельности в обучении изобразительному искусству. Разделение содержания художественного образования на основе характера усваиваемого опыта носит относительный характер, как относительно разделение методов, применяемых для передачи каждого вида опыта. Достаточно гибкой является также грань между методами и приёмами обучения.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности учителя и учащихся на занятии, имеющее узкое назначение. Методы и приёмы в процессе обучения выступают в диалектическом единстве, могут переходить один в другой. В реальной практике преподавания изобразительного искусства редко работает какой-либо один из методов, опытный педагог, как правило, комбинирует словесные, наглядные и практические методы в своей работе.

Характер познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала положен в основу известной классификации методов обучения, предложенной М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, включающей следующие методы: объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Информационно-рецептивный метод – получение информации через рецепторы (слух, зрение, осязание и т.д.), является ведущим методом во всех системах обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает получение знаний путем непосредственного восприятия. Педагог сообщает готовую информацию, используя различные средства и способы ее передачи (например, словесные и визуальные), а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти.

Этот метод широко используется в преподавании изобразительного ис­кусства и направлен на организацию визуального восприятия действительно­сти, предметов, объектов изображения и произведений искусства школьника­ми, а также на усвоение ими определенной информации об искусстве, худож­никах, отдельных произведениях, информации об окружающем мире, отра­жающей тематику работы.

Традиционно объяснительно-иллюстративный метод используется при проведении бесед и по искусству, а также в преподавании истории искусства, когда необходимо дать учащимся определенный объем знаний о творчестве то­го или иного художника, о какой-либо эпохе в развитии искусства. Словесная информация сопровождается показом иллюстраций, подкрепляется и уточняет­ся за счет использования зрительного ряда.

Деятельность учащихся заключается в восприятии, осознании и запоми­нании максимально возможного количества информации. Данный метод не предусматривает формирования умений и навыков использования полученных знаний.

Объяснительно-иллюстративный метод может использоваться при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Ин­формация по теме изображения, сопровождаемая показом репродукций, мето­дических таблиц и пособий, объяснение последовательности работы и требо­ваний к готовому результату - все это излагается учителем в возможно лако­ничной и последовательной форме, его задача быть максимально понятым. Деятельность учащихся в таком случае носит в достаточной степени пассивный характер, от них требуется принять информацию к сведению, усвоить и запом­нить.

В то же время эта информация может быть подана в иной форме - содер­жать элементы проблемности, которые стимулируют поиск решения постав­ленных задач, творческую активность школьников.

В методике преподавания изобразительного искусства существует поня­тие "обследование предметов", под которым понимается восприятие натуры, модели учащимися как процесс, организованный педагогом. Последователь­ность и содержание анализа свойств и качеств предмета определяется задачами урока (форма, величина, цвет, пропорции, строение, объем и т.д.).

Целенаправленное формирование восприятия предметов, явлений, произ­ведений изобразительного искусства начинается на элементарном, эмпириче­ском уровне. В работе с дошкольниками, младшими школьниками обследова­ние предметов (визуальное и осязательное) сочетается со словесными приемами.

Целенаправленность процесса восприятия натуры школьниками, активи­зация процессов анализа и синтеза у детей, привлечение методов сравнения, ассоциаций - явные признаки выхода за рамки информационно-рецептивного метода, поскольку деятельность учащихся носит более сложный и активный характер, нежели непосредственное восприятие готовой информации.

Метод, ориентирующий лишь на непосредственное восприятие учащи­мися словесной, зрительной информации, не может долго оставаться ведущим в обучении искусству. На более высокой ступени обучения он чаще привлекается в качестве приема, и здесь его использование зачастую оправданно, поскольку он является одним из наиболее экономных способов передачи информации.

Репродуктивный метод (репродукция – повторение) – метод упражнений, метод копирования, метод повторения за преподавателем «делай как я». Репродуктивный метод

Этот метод предполагает передачу способов деятельности, умений и на­выков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение об­разца, показанного учителем. Он также не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческого потенциала ребенка, как и первый метод. Но на тех этапах обуче­ния, когда ребенок осваивает азы техники, новые для него (приемы работы с акварелью, гуашью, графическими материалами и др. в младших классах; осно­вы тонального рисунка, живописи в подростковом возрасте) репродуктивный метод помогает справиться со многими трудностями технического характера. В художественной школе возможно применение копирования для наиболее эф­фективного осознания технических основ ремесла - в рисунке, живописи.

Старая академическая школа использовала копирование или так назы­ваемое "рисование с оригиналов" в большом объеме, именно с этого начиная обучение рисунку.

Через копирование студенты европейских академий художеств, в том числе и российской, отрабатывали технические навыки, осваивали линию, штрих, тон, учились способам передачи фактуры, поверхности различных ма­териалов. Лишь освоив определенный объем технических навыков и приемов, студенты допускались до рисования гипсов, а затем - до изображения живой натуры.

Репродуктивный метод в преподавании изобразительного искусства мо­жет рассматриваться лишь как определенная ступень обучения. На том этапе, когда учащиеся включаются в решение творческих задач, показ отдельных спо­собов и приемов работы используется в качестве приема.

Информационно-рецептивный и репродуктивный методы относятся к наиболее распространённым методам в методике преподавания изобразительного искусства и являются преобладающими в традиционном подходе к обучению, используются сторонниками всех концепций обучения.

Частично-поисковый (эвристический) метод заключается в том, что учитель ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию, а учащиеся решают её частично под руководством учителя, а частично самостоятельно. Данный метод в обучении изобразительному искусству можно назвать «методом творческих заданий».

Исследовательский и проблемный методы – это методы, при которых учитель организует творческую деятельность по решению проблем, конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно формулируют проблему и находят пути её решения. Их применение возможно при достаточно высоком уровне развития художественно-творческих способностей учеников и означает выход на самостоятельное творчество. Данный метод в применении к обучению изобразительному искусству можно обозначит как «метод самостоятельного художественного творчества». Самостоятельное художественное творчество предполагает высокий уровень развития художественно-творческих способностей учащихся, широкое владение основами изобразительной грамоты, языком искусства, осознанность и регулируемость процесса воплощения художественного замысла.

Метод проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

проведение сбора данных;

анализ полученных данных;

оформление конечных результатов;

подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

В современной практике и теории воспитания существует такой метод как игра. Сегодня игра означает развитие ее педагогической сущности. Гуманистическая педагогика видит игру как основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Цель и смысл игры – в ней самой, а деятельность играющего – воображаемое созидание, спонтанно протекающее порождение нереального игрового мира, соседствующего с реальным. И дети переходят, а иногда буквально снуют туда-сюда, из реального в игровой мир и обратно. В этом смысле подлинная игра – ни что иное, как творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу, находящуюся за пределами данного вида деятельности или ситуации. Происходит своеобразная подстановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом же оказываются вещественные продукты труда, художественного творчества или новые знания. Любой игровой прием- результат педагогического и детского творчества.

б) Художественные методы обучения.

Необходимо говорить о специфической группе методов и приёмов обучения, свойственных лишь изобразительному искусству, особых способах формирования художественного мышления, передачи «ремесла», техники. Эта группа методов и приёмов требует от педагога достаточного владения основами практической художественной деятельности. Уровень художественной подготовки сказывается не только на качестве показа приёмов и последовательности работы, разбора конструкции, пропорций, цвета предметов, их расположения в пространстве, но и на формировании художественного восприятия детей, понимания ими образной природы искусства. Методы и приёмы можно классифицировать с позиций их направленности на какую-либо конкретную сторону изобразительной деятельности, на конкретный этап творческого процесса. В основу такой классификации следует заложить некие «общие законы, по которым протекает изобразительная деятельность». Методы и приёмы, направленные на формирование установки, психологической готовности к восприятию и созданию художественного образа, – специфические, присущие только художественному воспитанию. В.С. Щербаков, развивая идеи Н.Н. Волкова, П.Я. Павлинова, занимавшихся глубоким исследованием этих проблем, выделил основные области, через которые проходит изобразительный процесс и действуют законы изобразительного искусства:

1) область образования представлений о предмете;

2) область образования представлений об изображении;

3) область материального выполнения изобразительной задачи.

Исходя из такого условного разграничения процесса изображения на три области, методы и приёмы можно разделить на три аналогичные группы:

1. Методы и приёмы, направленные на образование представлений о предмете у учащихся, то есть на развитие и обогащение зрительного восприятия. Большинство исследователей детского творчества, такие как А.В. Бакушинский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Ф.И. Шмит и другие, считают педагогическую работу по формированию восприятия у детей самой важной, а методы, направленные на образование и расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, приоритетными. Среди методов обучения, направленных на развитие и обогащение зрительного восприятия у детей, можно назвать следующие: организацию целенаправленного наблюдения за природой в разное время года, дня, различными её состояниями во время экскурсии или просмотре слайдов; обследование натуры, её образная характеристика с привлечением музыкального и литературного рядов.

2. Методы и приёмы, направленные на образование представлений об изображении.Сформировать у школьника представление об изображении – значит помочь ему перевести результаты восприятия на язык конкретной художественной техники. Среди методов и приёмов, помогающих сформировать представление об изображении (образ будущего рисунка) можно назвать следующие: показ технических приёмов, способов создания изображения (полный или частичный); анализ художественных произведений с точки зрения техники; упражнения по освоению отдельных технических приёмов, навыков работы с различными материалами, педагогический рисунок, использование наглядности, раскрывающей последовательность создания изображений, показ образца работы на разной стадии выполнения, словесные методы, инструктаж.

3. Методы и приёмы организации практической деятельности учащихся, материального выполнения изобразительной задачи. Область материального выполнения изобразительной задачи требует меньшего вмешательства со стороны педагога. На него возлагаются функции контроля за ходом работы, предвосхищению ошибок, разъяснению. Педагог использует такие методы, как обсуждение рисунка в процессе работы; повторный показ отдельных приёмов работы (как фронтальный, так и индивидуальный); обмен работами на разной стадии готовности, взаимная оценка.

Таким образом, методы и приёмы обучения изобразительному искусству могут различаться очень значительно, в зависимости от их направленности, от того, какое содержание, какой смысл вносит педагог в понятие «творчество» и «обучение», каковы приоритеты в его работе. Методы и приёмы обучения предметам художественного цикла отличает неповторимая специфика. Она заключается, прежде всего, в невозможности жёсткой привязки тех или иных методов к определённому виду деятельности, возрасту или этапу обучения, что предполагает наличие у учителя способности адаптировать каждый метод к конкретным условиям школьной практики, сочетать и комбинировать методы и приёмы, исходя из поставленных целей и задач. Способность будущего педагога к творческому применению, комбинированию различных методов и приёмов обучения в зависимости от учебных задач, конкретных видов деятельности и есть реальный показатель его профессионализма. Научно обоснованный, творческий подход к выбору и конструированию методов и приёмов обучения, а также учёт зависимости этого выбора от объективного комплекса причин – залог успешной работы любой педагогической технологии в художественном образовании.

Выбор обучающих методов и приёмов зависит от следующих факторов:

1. Степень сложности используемых методов обучения находится в прямой зависимости от уровня целей и задач урока. Элементарные цели и задачи могут быть решены простыми методами: репродуктивными или объяснительно – иллюстративными. По мере усложнения учебных и творческих задач, повышения самостоятельности и осознанности художественно-творческой деятельности, возникает потребность в использовании проблемных методов.

2. Используемые на уроке методы и приёмы обучения зависят от специфики вида деятельности. Различные виды деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства имеют свои особенности и конкретные задачи, приёмы и способы работы, применение различных художественных материалов.

3. Возрастные особенности – уровень развития аналитического мышления, внимания, памяти, восприятия – оказывают определяющее воздействие на выбор методов и приёмов обучения. Уровень подготовленности конкретного класса или группы детей тоже влияет на выбор методов и приёмов обучения.

4. Личностные качества будущего учителя и уровень его профессиональной подготовки, понимание цели художественного образования, его содержания и задач. Чем выше теоретический и практический уровень подготовки будущего педагога, тем выше будет уровень используемых им форм, методов и приёмов обучения, тем разнообразнее будут их сочетания.

Будущий педагог должен уметь прогнозировать творческие достижения учеников на основе знания их индивидуальных потребностей и склонностей, реального уровня развития способностей и подбора соответствующих этому уровню методических приёмов и способов обучения. Он должен уметь управлять не только процессом художественного развития учащихся, но и общим их развитием, формированием личности в целом.