Лекция 3. Концепция личности А.Ф.Лазурского.

Биография. Наклонности. Характер. Вопрос о классификации характеров. Понятия эндопсихика и экзопсихика. Категория отношение личности. Понятие личность. Понятие психический уровень личности. Уровни развития личности и уровни приспособления к среде. Критерии социально-психологической классификации (типологии) личности: Классификация личностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Концепцию личности А.Ф.Лазурского в последнее время считают первой собственно психологической концепцией личности в России. В творчестве А.Ф.Лазурского выделяют три периода: создание исследовательской программы; разработка психофизиологического подхода к исследованию характера и становление социобиологического подхода к анализу индивидуальности. А.Ф.Лазурского считают основоположником дифференциальной психологии и разработчиком метода естественного эксперимента. В его концепции личности впервые было введено понятие отношений. Идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей петербургской - ленинградской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались в ту пору, когда он работал под руководством В. М .Бехтерева в Психоневрологическом институте. В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского считают основоположниками Санкт-Петербургской психологической школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография. 

Александр Федорович Лазурский (1874-1917). Окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.  Являясь штатным врачом клиники, 16 лет вел большую лечебную работу, возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге. Работал в школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых». Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом. Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там, в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте.  В 43 года ученый-новатор умер после тяжелой болезни.
Разработка психофизиологического подхода к исследованию характера

Наклонности (современные исследователи проводят параллель с чертами личности)

На первом этапе работы в качестве единицы анализа для А.Ф.Лазурского выступали наклонности.

«Индивидуальная психология, или характерология, есть наука, изучающая душевные особенности (наклонности), которыми люди отличаются друг от друга, а также взаимными отношениями между этими наклонностями, конечной ее целью является составление возможно более полной и естественной классификации характеров (Лазурский)

Наклонность - «возможность неоднократного повторения у наблюдаемого лица известной стороны того или иного душевного процесса». Наклонности бывают простые и сложные. Они по-разному развиты у разных людей. Их можно описывать по следующим параметрам:

1. интенсивность «возбудителя» наклонности у одного человека наклонность проявляется, «с пол-оборота», а для другого - требуется более интенсивное воздействие.

2. степень развития наклонностей – интенсивность их проявлений.

3. взаимное соотношение разных наклонностей, особенно в случае их конфликта.

Наклонность представляет собой что-то потенциальное, то, что может проявляться, а может и не проявляться, может проявляться сильнее, может слабее. Непосредственные проявления доступны наблюдению. Проявления обычно связаны не с одной наклонностью, а с целым рядом наклонностей, и А.Ф. Лазурский формулирует, что «всякое внутреннее проявление, как бы сложно оно ни было, может возникнуть только у таких людей, у которых развиты в достаточной степени все наклонности, участвующие в составе этого проявления».

Наклонности не являются неизменными; даже основные черты характера могут изменяться, иногда даже коренным образом.

Необходимо отличать степень развитости наклонностей и степень их напряженности. Наклонность может проявляться сильнее не за счет того, что она сильнее развита, а за счет того, что она в данной ситуации у человека находится в напряженном состоянии. Сильно развитая наклонность может проявляться спонтанно в силу особенностей характера, но наклонность, в целом не очень присущая человеку, может проявляться за счет ее напряжения.

А.Ф.Лазурский отобрал 72 характеристики и сгруппировал их: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) память, 4) воображение, 5) мышление, 6) речь, 7) общие особенности умственной сферы, 8) настроения и аффекты, 9) чувства, относящиеся к собственной личности, 10) чувства по отношению к другим людям, 11) высшие идейные чувствования, такие, как например, интеллектуальное, эстетическое, нравственное, религиозное, 12) общие особенности эмоциональной сферы, 13) движения, 14) психическая активность и волевое усилие, 15) принятие решений и процесс выбора.

В настоящее время некоторые характеристики считаются некорректно сформулированными, так как не имеют четких операциональных аналогов, но на тот момент вопросы корректности измерений не ставились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер

Характер - «совокупность свойственных данному лицу наклонностей, преимущественно основных; каждую из этих наклонностей следует брать в наибольшей интенсивности, какая только возможна для данного человека».

Понятие «темперамент» А.Ф.Лазурский считал фактически отмирающим, отжившим свой век, потому что проблема темперамента вливается в понятие «характер» как его составная часть, и отдельное его рассмотрение становится избыточным.

Для практических целей анализа характера, множество особенностей человека можно свести к небольшому количеству основных типичных наклонностей.

«Всякий характер есть сложное целое, в состав которого входит большее или меньшее количество сочетаний, необходимых или случайных, составленных каждое из нескольких основных наклонностей. Все эти сочетания могут быть в свою очередь или связаны между собой более или менее тесно, или же независимы друг от друга и даже взаимно противоположны» (Лазурский)

Совмещения в одном характере прямо противоположных наклонностей или групп наклонностей обычно называют гибкостью характера.

«Чем больше гибкость характера, тем более возможны его обогащение и усложнение, тем большей широты он может достигнуть» ( Лазурский).

У большинства людей характер можно разложить на несколько более или менее независимых друг от друга сложных сочетаний.

Только в отношении немногих людей можно говорить о хорошей, полной и достаточно тесной интеграции, когда характер представляет собой единое целое. Активную роль в этом единстве играет сознание, деятельное и чувствующее Я. Оно может способствовать объединению характера, оно может также способствовать и разрушению характера.

Вопрос о классификации характеров.

А.Ф.Лазурский выделяет четыре раздела индивидуальной психологии - четыре шага, необходимые для решения вопроса о классификации характеров.

1. Анализ по элементам - описание и анализ отдельных психических процессов и выделение самих наклонностей. Это подготовительный раздел; он неспецифичен и заимствует содержание из общей психологии.

2. Отделение главного от второстепенного, то есть выбор наиболее значимых наклонностей с использованием четырех критериев: а) Сравнительная простота наклонностей, поскольку от сложных наклонностей сравнительно мало пользы; б). Существование значительных индивидуальных вариаций и колебаний наклонностей; в) Значительная распространенность этой наклонности; г) Связи с другими наклонностями.

3. Выработка приемов наблюдения, производство наблюдений над отдельными лицами и составление характеристик,

4. Решение задач типологии сравнение и группировка полученных характеристик и выяснение внутренней конструкции характера людей, принадлежащих к разным группам,

Понятия «эндопсихика» и «экзопсихика».

Личность - это единство двух психологических механизмов: эндопсихики и экзопсихики.

 

Эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики, психофизиологическая основа, ядро личности, она включает основные психические функции или способности: восприимчивость, память, внимание, комбинирующую деятельность (мышление и воображение), аффективную возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстроту, силу и обилие движений. Эндочерты преимущественно являются врожденными.

Сторона личности, которая обнаруживается в вышеперечисленных проявлениях, обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одаренность».

Экзопсихика - это отношения личности к различным категориям окружающей действительности: к природе, материальным предметам, к людям, социальным группам, духовным благам, а также отношение личности к самой себе. Включаются в экзопсихику научные убеждения человека. Она складывается на основе эндопсихики, но при взаимодействии человека с социальной средой. Экзопсихика - совокупный результат разнообразных внешних воздействий: условий воспитания и профессиональной деятельности, сословных традиций, воззрений эпохи.

Эндопсихика как основа личности не является только биологически обусловленной, равно как и экзопсихика - только социально детерминированной. Гармоничное сочетание эндо - и экзопсихики дает полноценную индивидуальность, конфликт между ними деформирует личность.

Категория «отношения личности»

Для описания отношений человека к той или иной категории внешней действительности А.Ф.Лазурский предложил ряд оснований:

1. Наличие или отсутствие определенного отношения и степень его интенсивности (отрицательное, положительное, индифферентное, утилитарное)

2. Специальные формы, качественные особенности интереса (по предмету отношения и способу его осуществления)

3. Уровень развития или дифференцированности интереса (степень сознательности, утонченности и культурности)

4. Широта или объем его (количество сторон объекта или объектов, на которое распространяется данное отношение)

Совместно с С.Л.Франком были выделены следующие 15 видов отношений:

1. Отношение к вещам

2. Отношение к природе и животным

3. Общее отношение к отдельным людям

4. Половая любовь

5. Общее отношение к социальной группе

6. Отношение к семье

7. Отношение к государству

8. Отношение к труду

9. Отношение к материальной обеспеченности и собственности

10. Отношение к внешним нормам жизни

11. Отношение к нравственности

12. Отношение к миросозерцанию и религии

13. Отношение к науке и знанию

14. Отношение к искусству

15. Отношение к самому себе

Понятие личность.

Личность - «устойчивое и длительное единство», лежащее в основе всего, что совершается в душевной жизни. «Ядро личности, — пишет Лазурский, — составляет эндопсихическая сторона - темперамент и характер, являясь в значительной степени прирожденными, унаследованными» . Воспитание может в разной степени соответствовать индивидуальности, но в любом случае эндопсихические, внутренние свойства играют ведущую роль. Когда ядро нашей личности, наше «Я», т.е. то, что связано с темпераментом и характером, участвует в психических процессах, тогда мы можем говорить об апперцепции; в этом случае сам процесс, в котором участвует личность, становится ярче и интенсивнее. Апперцепция связана с единством личности, подчиненностью процессов, которые протекают в данный момент, личностному ядру

Понятие психический уровень личности.

Процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзо- проявлениям. В зрелом возрасте человек достигает предельного доступного уровня психического развития. При нормальных условиях и соответствующем воспитании и образовании этот уровень определяется одаренностью человека, сводящейся к общему запасу нервно-психической энергии. О потенциальном запасе нервно-психической энергии судить можно по следующим признакам:

Признаки для оценки психического уровня личности

признаки

название

содержание

1

богатство личности, разнообразие, сложность, обилие

о богатстве личности можно судить по «объему интереса», или широте области, на которую он распространяется, а также по общему количеству психической продукции

2

сила, интенсивность отдельных психических проявлений

если сравнить среднего музыканта с выдающимся мастером, то окажется, что у последнего и слух тоньше, и музыкальная память более развита, и чувства, вызываемые звуковыми сочетаниями, ярче и интенсивнее. Более интенсивная психическая жизнь

3

сознательность и идейность психических проявлений

чем выше духовная организация человека, тем сознательнее определяет он свое отношение к отдельным явлениям и ко всей окружающей жизни, руководствуясь нравственными, социальными принципами, а на более высоких ступенях - общим мировоззрением.

4

координация психических элементов, структурная связность

совершенствование структуры личности, «концентрация» личности, т.е. «сосредоточение ее важнейших функций в направлении какого-нибудь одного … рода деятельности», когда личность обретает уже окончательную цельность, однонаправленность и монолитность.

Уровни развития личности и уровни приспособления к среде

На разных уровнях развития личности имеет место разный характер отношений между эндо- и экзопсихическими проявлениями.. А.Ф. Лазурский выделяет три уровня: низший, средний и высший. Главное, чем различаются эти уровни, – соотношение экзо- и эндо психики. Приспособление человека к окружающей среде также определяется запасом физических и духовных сил, заданных от рождения. Естественно, имеет значение и степень благоприятности внешних условий.

 

 

уровень

Характер приспособления к среде

Реализация в социуме

Низший

неприспособленные

влияние внешней среды и обстоятельств жизни преобладает над личностными характеристиками; среда подчиняет «слабую, разрозненную психику малоодаренного человека», мало считается с индивидуальными особенностями (эндоособенностями) , формирует человека по своей логике. На низшем уровне психического развития люди занимаются в основном физическим трудом или нетворческой умственной работой. Человек ограничивается тем, что, наряду с удовлетворением органических влечений, ставит себе также и некоторые отдаленные задачи.

средний

приспособившиеся

человек «обладает большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей» . Он более сознателен, обладает большей инициативой, выбирает себе род занятий, соответствующий склонностям и задаткам, работает продуктивно и с интересом, полезен обществу, в состоянии обеспечить себе материальное благосостояние, физический и духовный комфорт На среднем уровне психического развития круг идейных целей и интересов расширяется, он включает заботу о других людях, а также интерес к эстетическим и этическим ценностям и т.п.

Высший

приспособляющие

Человек талантлив, высокоодарен; творческий. Он интенсивно проявляет свойственные ему черты, , обнаруживает их даже в неблагоприятных, новых и необычных условиях. Создает новое, прокладывая дорогу другим. Он не приспосабливается к окружающей среде, а стремится приспособить ее к себе. На высшем уровне развития человек, увлекшись какой-нибудь идеей, готов пожертвовать не только своими влечениями, материальными выгодами, но и своим отношением к людям и даже жизнью. Усиление идейных элементов отражается также и на содержании личности, т.е. на направлении интересов и характере профессиональной деятельности. Это - высшее проявление личности, требующее от человека максимального напряжения всех духовных сил.

Длительное влияние неблагоприятных или не соответствующих эндопсихике внешних условий понижает психический уровень, превращает чистый тип в извращенный.

Значительное развитие идейных и альтруистических чувств повышает общий психический уровень личности и дает основание причислить эту личность к особому типу, отличающемуся от других по своему психическому содержанию.

 

Критерии социально-психологической классификации (типологии) личности:

Первый критерий. Степень активности приспособления. Он объединяет в себе два взаимосвязанных показателя: уровень одаренности и вытекающий отсюда тип адаптации к среде.

Второй критерий. Психическое содержание личности, то есть соотношение эндо- и экзопсихики.

В одних случаях в личности преобладает эндопсихика, т.е. те или иные основные психические функции; в других - экзопсихика, т.е. идейная сторона психосоциальных комплексов, в третьих - экзо- и эндопсихика соответствуют друг другу, благодаря чему черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс. При этом интересы, взгляды и миросозерцание человека, а также его деятельность, знания и навыки развиваются в направлении, которое диктуется прирожденными особенностями нервно-психической организации.

Эндопсихика как ядро личности при образовании типов играет более существенную роль; экзопсихика дает внешнее, более или менее сформированное проявление того или иного типа, придавая ему рельефность, определенность и законченность.

Классификация личностей.

В последней книге «Классификация личностей», которую после смерти А.Ф.Лазурского дописали его ученики, предлагается классификация личностей, которую автор считал не только психологической, но и психосоциальной. Подразделение индивидуумов производится не только на основании преобладания у них той или иной группы взаимосвязанных основных психических функций (эндопсихика), но и на основании социального положения людей, их профессии, направления интересов и т.п. (экзопсихика).

I. Низший уровень. Деление на разновидности осуществляется по преобладанию тех или иных основных психофизиологических функций.

1. Рассудочные, склонные поверхностно обсуждать различные поступки, их причины и последствия. Их пустая рассудочность определяется слабой общей одаренностью.

2. Аффективные. В зависимости от преобладания тех или иных сторон аффективного процесса, выделяются следующие разновидности:

a. подвижные или живые, напоминающие по своему общему складу сангвинический темперамент;

b. чувственные, со значительным развитием чувственных, органических влечений и потребностей;

c. мечтатели, у которых благодаря преобладанию репродуктивного воображения ( к творческому они не способны) интересы сосредоточены преимущественно на внутреннем мире.

3. Активные. В зависимости от развития отдельных сторон волевого процесса они также делятся на несколько разновидностей:

a. энергичные низшего порядка, характеризующиеся импульсивностью и беспорядочностью своих действий, а также преобладанием внешних волевых актов над внутренними;

b. покорно-деятельные, у которых мотивами действия являются не столько собственные желания и влечения, сколько внушения и директивы, получаемые ими извне;

c. упрямые, отличающиеся значительной устойчивостью раз принятых решений.

II. Средний уровень. Деление проводится по психосоциальным комплексам, объединяющим в себе взаимно соответствующие эндо- и экзо-особенности. Выделяются две категории: непрактичные (теоретики-идеалисты) и практики-реалисты.

1. Непрактичные Теоретики-идеалисты

a. Ученые: значительное развитие спокойного, ясного, последовательного мышления, способствующего научным занятиям и научным интересам.

b. Художники, т. е. люди, посвятившие себя занятию каким бы то ни было искусством, наиболее характерная эндочерта - значительно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое.

c. Религиозные созерцатели, также характеризующиеся развитым воображением, но направленным в сторону совершенно других объектов и представлений.

2. Практики-реалисты

a. Человеколюбцы (альтруисты): значительно развитое чувство симпатии (способность сочувствия), обусловленное повышенной аффективной возбудимостью, а также силой, глубиной и устойчивостью отдельных чувствований.

b. Общественники: со стороны эндопсихики могут быть охарактеризованы как аффективно-деятельные, что способствует их общительности и предприимчивости в общественных делах и начинаниях.

c. Властные: характерная эндочерта - твердая воля, руководимая определенными целями и дающая этим людям возможность влиять на окружающих. Разновидность этого типа составляют люди, у которых значительно развитая волевая энергия направлена на борьбу с внешней природой.

d. Хозяйственные, свойственные этому типу расчетливость, склонность к многократному обсуждению своих действий, направленных преимущественно на практические цели, делает этих людей способными к ведению более или менее сложных дел и предприятий материального характера.

Типы среднего уровня представляют собой последовательное развитие соответствующих им по своей эндопсихике типов низшего уровня. Но здесь, на среднем уровне сильнее выражены психосоциальные комплексы, то есть экзопсихика.

III.Высший уровень

На высшем уровне А.Ф. Лазурский размещает людей, богатство, сознательность и координированность психики которых достигают необычайного развития. В их личности экзопсихическая сторона (высшие идеальные проявления) является ведущей. Эндопсихика находится в полном согласии с экзопсихикой и составляет ее естественную базу. Основанием для классификации личностей высшего уровня являются идеалы (экзопсихические структуры), которые рассматриваются как характерологические факторы. В частности, важнейшими из них являются следующие:

1. Альтруизм.

2. Знание:

a. индуктивное

b. дедуктивное

Красота.

Религия.

Общество, государство.

Внешняя деятельность, инициатива.

Система, организация.

Власть, борьба

Благодаря значительному богатству, сознательности и координированности душевных переживаний экзопсихическая сторона личности, в ее высших идеальных проявлениях, достигает необычайного развития, эндопсихика, находящаяся с ней в полном согласии, составляет лишь естественную ее подоснову. Таким образом, деление производится здесь по экзопсихическим категориям, именно по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Во всяком отдельном типе выдвигаются на первый план уже не конкретные, более или менее случайные экзопроявления, зависящие от эпохи, местных условий и т. п. (как это бывает обычно на среднем уровне), а более глубокие основные черты, логически между собой связанные и сохраняющие свое значение для всех времен и народов.

Вопросы для самопроверки:

1.А.Ф.Лазурский известен тем, что:

1) подробно описал и измерил интеллект

2) ввел метод естественного эксперимента

3) ввел понятие комлекса

4) использовал метод интроспекции

Ответ: б) ввел метод естественного эксперимента

 

2.Ядро личности, по А.Ф.Лазурскому, составляет:

1) темперамент и характер

2) отношения личности к различным категориям

3) уровень развития личности

Ответ: темперамент и характер. В этих проявлениях обнаруживается эндопсихика.

Дополнительная литература:

1. А.Ф.Лазурский. Программа исследования личности, М. 2012.- 36 с.

2. А.Ф.Лазурский. Очерк науки о характерах, М.2012,- 396 с.

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Критерии социально-психологической классификации (типологии) личности: степень активности приспособления. Он объединяет в себе два взаимосвязанных показателя: уровень одаренности и вытекающий отсюда тип адаптации к среде. психическое содержание личности, то есть соотношение эндо- и экзопсихики.

Личность представляет собой функциональное единство, получающееся в результате взаимодействия врожденной психофизиологической организации с окружающей средой, основу которого представляют темперамент и характер, а внешнее проявление личности определяется экзо- психическими особенностями. Это единство лежит в основе всего того, что совершается в душевной жизни

Наклонность - «возможность неоднократного повторения у наблюдаемого лица известной стороны того или иного душевного процесса

 

Уровень психического развития. При нормальных условиях и соответствующем воспитании и образовании, этот уровень определяется одаренностью человека, сводящейся к общему запасу нервно-психической энергии. О потенциальном запасе нервно-психической энергии судить можно по следующим признакам: богатство личности, разнообразие, сложность, обилие сила, интенсивность отдельных психических проявлений сознательность и идейность психических проявлений психических элементов, структурная связность

Характер - «совокупность свойственных данному лицу наклонностей, преимущественно основных; каждую из этих наклонностей следует брать в наибольшей интенсивности, какая только возможна для данного человека

Эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики, психофизиологическая основа, ядро личности, она включает основные психические функции или способности: восприимчивость, память, внимание, комбинирующую деятельность (мышление и воображение), аффективную возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстроту, силу и обилие движений. Эндочерты преимущественно являются врожденными.

Экзопсихика - это отношения личности к различным категориям окружающей действительности: к природе, материальным предметам, к людям, социальным группам, духовным благам, а также отношение личности к самой себе. Включаются в экзопсихику научные убеждения человека. Она складывается на основе эндопсихики, но при взаимодействии человека с социальной средой. Экзопсихика - совокупный результат разнообразных внешних воздействий: условий воспитания и профессиональной деятельности, сословных традиций, воззрений эпохи.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Годы

Биографические факты

1892

Окончил светскую гимназию г.Лубны с золотой медалью и поступил в императорскую Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге

1897

После окончания академии был оставлен при клинике нервных и душевных болезней врачом для усовершенствования

1900

Защитил диссертацию на тему «О влиянии движений на черепно-мозговое кровообращение»

1901 1902

Стажировка в Лейпциге, в психологической лаборатории В.Вунда и клинике П.Флексинга, лаборатории Э.Крепелина

1903

Избран приват-доцентом ИВМА

1911

Декан основного факультета Психоневрологического института

1905

Публикация первой монографии «Очерк науки о характерах»

1918

Публикация труда «Классификация личностей» после смерти ученого

 

Периодизация творчества А.Ф.Лазурского

1894-1900

Период разработки исследовательской программы

1901-1908

Период разработки субъективно-психологической концепции личности (описательный период)

1909-1917

Период социобиологического подхода к разработке психологической концепции личности ( объяснительный период)

 

 

Труды А.Ф.Лазурского

1. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.

2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997 (а). С. 5-266. 

3. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики // Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997 (б). С. 267-411. 

4. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности // Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001(а). С. 93-123.

5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб.: Алетейя, 2001(б).

6. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001. С