Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура.

Биография. Модель реципрокного детерминизма. Детерминизм, случайные встречи и случайные события. Представления о человеке. Личность и «система Я». Саморегуляция. Факторы саморегуляции. Выборочная активация и отключение внутреннего контроля. Самоэффективность. Коллективная эффективность. Варианты предсказания поведения. Научение : через проигрывание и через наблюдение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры разрабатывалась во второй половине XX в. Ее иногда относят к бихевиористским теориям, но она предлагает принципиально другое представление о личности. А.Бандура подчеркивает взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов. Особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим личности самоконтроль и самоэффективность. Среда оказывают влияние на личность, а личность влияет на среду и формирует ее, а среда, в свою очередь, формирует личность. Такое непрерывное взаимодействие создает некое равновесие между свободой и детерминизмом. Человек усваивает определенные паттерны поведения не только на собственном опыте, но и через наблюдение за поведением других людей, на основании примера. Наблюдая за другим человеком, личность научается имитировать его поведение и моделировать свое по выбранной модели. А. Бандура полагает, что «научение через наблюдение» избавляет личность от груза ненужных ошибок и затрат времени при выработке адекватных реакций и стратегий поведения. Подкрепление может быть не только прямым, но и косвенным, то есть человек может укрепиться в стремлении к учению, наблюдая, как другой человек получает награду.

«Люди не ведут себя как флюгера, постоянно меняя направление в зависимости от того, каким социальным влияниям они подвергаются в данный момент». А.Бандура

 

 

А. Бандура Теория социального научения СПб, Евразия,2000