Тема: «Античная и средневековая философия» – семинар, 2 часа.

Цель семинара: сформировать у студентов представления о специфике древнеиндийской и древнекитайской философской мысли, философии Античности и Средневековья.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты и реализованы следующие задачи:

1) обозначить основную тематику философии Древнего Востока (на примере Индии и Китая);

2) раскрыть специфику античной философии, указав её основных представителей и широкий спектр их интересов;

3) охарактеризовать средневековую философию, её особенности;

4) дать характеристику трёх ведущих направлений, возникших в рамках знаменитого спора об универсалиях в эпоху Средневековья.

Форма семинара: дискуссия с обсуждением поставленных вопросов.

План семинара по философии для 2 курса (кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации).

1. Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

2. Античная философия (школы, идеи, этапы развития):

а) природа и бытие в философии досократиков (милетцы, Гераклит, элеаты);

б) атомистическая трактовка бытия (Демокрит);

в) Сократ, Платон, Аристотель;

г) эллинистическая философия (афинская школа, стоицизм, Эпикур и эпикуреизм, скептицизм). Древнеримская философия (Лукреций Кар, Сенека, неоплатонизм).

3. Особенности средневековой философии.

4. Номинализм, реализм, концептуализм («спор об универсалиях»).

Вопросы:

1. Древнеиндийская философская мысль.

Кастовая структура общества. Касты («варны»).

2. Древнекитайская философская мысль. Конфуцианство. Даосизм.

3. Основное содержание античной философии. Что его составляет? Каковы основные вопросы, рассматриваемые античными мудрецами?

4. Какова картина мира в эпоху Античности? Особенности философии.

5. Каковы особенности античной философии?

6. Основные периоды античной философии, представители.

7. Милетская школа. Проблема первоначала мира.

8. Гераклит. Огонь.

9. Демокрит. Атомизм.

10. Пифагор. «Всё есть число».

11. Софисты. Тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» и его значение.

12. Сократ. Беседа. Концепция «знание – благо».

13. Платон.

14. Аристотель.

15. Эллинистически-римская философия.

16. Неоплатонизм.

17. Особенности средневековой философии. (Лекционная форма).

18. Спор об универсалиях: номинализм, реализм и концептуализм. (Лекционная форма).

В дальнейшем приведены предполагаемые ответы на первые шесть вопросов, которые могли вызвать ряд затруднений в процессе подготовки. Остальные вопросы были без труда освещены студентами, для подготовки им были рекомендованы учебные пособия по философии авторов Канке и Спиркина.

Три последних вопроса были представлены в лекционной форме.

Краткий примерный план проведения семинарского занятия (вопросы и примерные ответы, ожидаемые от студентов):