Основная ценность учения Вернадского о биосфере заключается в том, что он выявил геологическую роль живых организмов в развитии нашей планеты. Однако, с появлением человека, с развитием производства к человеку начинает переходить роль главного геологического фактора, т. е. человек стал способным изменить всю биосферу в соответствии со своими представлениями и потребностями. В связи с этим Вернадский предложил использовать понятие «ноосфера»:

Ноосфера (от греч. «noos» - разум, «sphaira» - шар, сфера) – сфера разума – это целостная планетарная оболочка Земли, населенная людьми и преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающей средой. (по Вернадскому)

(Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»).)

Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

Возникновение и развитие ноосферы. В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

"Ноосфера" - наука о человеке, который является неотъемлемой частью биосферы. Считать, что есть биосфера сама по себе и ноосфера сама по себе неверно. Нет смысла в этом вопросе ссылаться на Вернадского, так как последний хоть и сделал очень многое в этом направлении, но не сумел ответить на основные моменты в изучении явления жизни на Земле. Так, Вернадский не смог определиться с вопросом возникновения жизни на Земле, тем более не определился он и с происхождением человека. Изменения, которые происходят в биосфере, которые наблюдал Вернадский и еще в большой мере наблюдаем мы, изменения которые в большой частью совершаются руками человека, то, что Вернадский называл "новой геологической силой"- закономерный процесс накопления материи Солнца на Земле, в этом процессе принимает участие вся биосфера, человек - последнее звено в этой цепи превращения материи Солнца в вещество Земли. Социальный человек - именно его должна изучать такая наука как ноосфера - в состоянии контролировать этот процесс, тогда как сегодня, социальный человек 21 века, не только не осознал свою роль в этом процессе, он своими действиями готов нарушить этот процесс не думая о том, что это приведет к его гибели и гибели жизни на Земле. Об этом можно прочесть в книге "О разуме человека" изданной в петербургском издательстве "Реноме".

История исследований. Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом (Т. де Шарден). При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Однако научное обоснование ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

Среди ученых мнения разделились. Сторонники ноосферы считают, что ноосфера находится в начале своего развития; человечество на данном этапе стихийно влияет на окружающую среду (что отрицательно сказывается на ней), однако, в будущем человечество может и должно на основе разумной деятельности контролировать и направлять все процессы, происходящие в биосфере. Предпосылками для этого могут быть:

- высокий уровень науки и техники;

- преодоление экономической, политической и расовой разобщенности, отказ от войн (человечество должно объединиться в борьбе с экологическим кризисом).

Противники ноосферы считают, что противоречия между человеком и природой слишком велики (по сравнению с тем временем, когда Вернадский создавал свое учение). Экологические проблемы – это плата за те блага, которые человек черпает от природы, поэтому концепция ноосферы – это научная утопия.

Вывод: даже, если принять во внимание второе суждение, ясно, что ноосфера – это тот идеал, к которому человечество должно стремиться, чтобы выжить на этой планете.

В.И.Вернадский фактически был одним из создателей научной экологии, сформулировав основные философские принципы этой науки, создав учение о биосфере. В.И.Вернадскому приписывается создание учения о ноосфере, что не соответствует истине. Термин "ноосфера" впервые предложили французские ученые Е. ле Руа и Т. Де Шарден, теории же не создано до сих пор (НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ В.И.ВЕРНАДСКОГО (истоки ноосферной философии)
В.Б.Сапунов).

Тема 4. Экология человека

Общие законы взаимоотношения человека (или группы людей) и биосферы, влияние на человека (или группы людей) природной и социальной среды изучает наука экология человека.

Впервые термин экология человека появился в 1921 г. в работе американских исследователей Р. Парка и Э. Берджеса, которые использовали его в социологических исследованиях.

Не утратило актуальности и краткое, но емкое определение экологии человека, данное в первой половине века.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, иначе говоря, – условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов не может изучаться в отрыве от человека, человеческих популяций, человечества в целом.