Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. Таможенная пошлина -особая форма налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются, соответственно, импортными, экспортными или транзитными.

Импортная пошлина -пошлина на ввозимые в страну товары с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма.

На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран.

Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Реже используются экспортные пошлины. Их цель – получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны.

Экспортные пошлины - пошлины, удорожающие стоимость ввозимых товаров на международном рынке, применяются, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимает экспортные пошлины с вывозимых неокорённых балансов.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обла­дающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России.

В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины- пошлины на товары, пересекающие национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

Специфическая пошлина -пошлина, устанавливаемая с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.) в виде фиксированной суммы.

Специфические пошлины используются для налогообложения сырьевых товаров, т.е. стандартных, больших по объему товарных масс.

Исчисление пошлины с веса производится с веса брутто или нетто. Таможенный вес брутто, в отличие от общепринятого понятия, может исключать внешнюю транспортную упаковку. В то же время вес нетто может включать непосредственную упаковку, в которой реализуется товар.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Последние особенно эффективны в условиях снижения цен на товары, т.е. в периоды депрессии и кризисов. Практика применения специфических пошлин требует более подробной, детальной разбивки товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения.

Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Преимущество специфических пошлин заключается в том, что при их применении для исчисления размеров таможенного сбора не требуется перевода иностранной валюты в национальную.

Адвалорные пошлины -пошлины, взимаемые в процентах от цены товара.

Использование адвалорных пошлин требует проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости.

Возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна вправе использовать цену СИФ(включающую стоимость страхования и фрахта) или цену ФОБ(свободно на борту). Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС(свободно вдоль борта), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

В развитых странах процедура определения стоимости товара основыва­ется на положениях заключенного в рамках ГАТТ соглашения по таможенной оценке. В большинстве случаев за базу для взимания пошлины принимается цена товара, указанная в счете-фактуре. Таможенная стоимость товара-стоимость, включающая в себя цену товара плюс расходы по его транспортировке и страхованию.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственны высокая подвижность цен и значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен в условиях “плавающих” курсов валют или в случае обесценивания национальной валюты, оставляя уровень таможенной защиты неизменным.

После второй мировой войны, когда во всем мире наблюдалась тенденция повышения цен и постоянно увеличивалась доля технологически сложных готовых изделий, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины. Сейчас 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

Альтернативная пошлина -пошлина, взимаемая по усмотрению таможенных властей в виде адвалорной или специфической пошлины, в зависимости от того, какая из них дает наибольшую величину таможенного сбора.

В некоторых случаях в таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям взимаются одновременно обе пошлины: и адвалорная, и специфическая.

Как уже отмечалось, в настоящее время таможенное обложение в странах Запада находится на относительно низком уровне. Так, среднеарифметический уровень пошлин, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Канады и Финляндии, составляет 6,4% а средневзвешенный – 4,7%. Среднеарифме­тический уровеньпошлин для США, Японии и ЕС колеблется в пределах 1-6%, а средневзвешенныйсоставляет соответственно 4,4, 2,8 и 4,7%.

Уровень пошлин по первой категории товаров увеличивается прогрессивно в зависимости от степени обработки, так тарифная эскалация направлена на защиту промышленности, выпускающей готовые резинотехнические изделия. По группе текстильных товаров высокие пошлины на ткани (равные или даже превышающие пошлины на готовые изделия) свидетельствуют о том, что тарифный протекционизм в рассматриваемых странах направлен на ограждение всей национальной текстильной промышленности от иностранной конкуренций (табл.4).

Особенно неблагоприятно тарифная эскалация в развитых капиталистичес­ких странах отражается на экспорте развивающихся и ряда восточноевропейских стран. Это связано с тем, что существенная доля в их вызове приходится на товары традиционных отраслей промышленности, которые в наибольшей мере подвергаются тарифной эскалации.

В Швеции, Швейцарии, Норвегии уровень таможенного обложения несколько ниже средневзвешенного показателя для развитых капиталистических стран и составляет (%, в скобках – среднеарифметический) 4,1 (4,8), 3,2 (6,7) и 2,3 (2,9) соответственно. В Австрии и Канаде таможенное обложение, наоборот, значительно превышает средний уровень, и аналогичные показатели составляют 7,8 (8,1) и 7,9 (7,3).

Среднеарифметический уровень рассчитывается путем суммирования всех ставок пошлин и деления суммы на число облагаемых пошлинами тарифных позиций. Средневзвешенный уровень учитывает объем импорта, проходящего по каждой тарифной позиции.

Ограничительная функция таможенных тарифов реализуется в основном посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции. Например, существенный разрыв между средневзвешенным и среднеарифметическим показателем для Финляндии свидетельствует о наличии в этой стране значительного числа высоких ставок пошлин, которые являются практически запретительными для ввоза соответствующих товаров.

Таблица 4