АНУ – по Законам царя Хаммурапи бог неба.

авилум (Авилу) (по-аккад. «человек», «сын человека») – представитель свободного полноправного населения, стоящий на высшей ступеньке социальной лестницы.

АККАД – государство, существовавшее в XXIV–XXII вв. до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица – город Аккаде (шумер. «Агаде»). Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего, который объединил под своей властью земли шумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий.

Амореи – семитические кочевые племена, выходцы из Аравии, около 1894 г. до н. э. покорили шумеров и основали крупное царство, столицей которого стал Вавилон.

баирум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.

библум (Библу) – брачный дар. Сумма, вносимая отцу невесты женихом при сговоре. Сумма меньшая, чем терхатум.

ВАВИЛОН (по-аккад. «Врата бога») – столица государства Древнего Вавилона.

вардум – низший класс вавилонского общества – раб.

ДЕКУМ(лубуттум) – командные чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения).

Достояние бога– храмовое имущество.

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ – законодательный памятник рабовладельческого права Древнего Вавилона. Составлен около 1760 г. до н. э. в конце царствования царя Хаммурапи. Состоял из 3 частей, включающих 282 статьи.

илкум(илку, ильк) – надел из царской земли, предоставляемый царем за несение повинности (в основном военной службы).

ИСАККУ – наместник и правитель группы городов.

ИШТАР– богиня войны, госпожа битвы.

Композиция– возмещение вреда за причиненный ущерб. Появилась в период разложения родового строя, когда кровная месть, первоначально ничем не ограниченная, была заменена талионом, а позднее взысканием штрафа в пользу потерпевшего или его родственников. Это возмещение выплачивал виновный и его родственники.

лугаль(Энси) – «большой человек», «хозяин», «господин», «возглавляющий род», «закладывающий храм» – правитель, царь в Древнем Вавилоне. Имея неограниченную власть, много внимания уделял организации общественных работ, военному строительству. Имя царя писалось вместе со словом «бог», но царь не был в Вавилоне ни божеством, ни верховным жрецом. Царскую власть он получал ежегодно в день празднования Нового года от бога Мардука.

МАРДУК– один из множества богов Месопотамии, покровитель Вавилона.

МИНА – денежная мера, равная 60 сиклям.

мишарум – «указ справедливости», периодически издававшийся в связи с прощением долгов и безвозмездным возвращением заложенного имущества.

мушкенум (Мушкену) (по-аккад. «маленький люд» или «преклоняющий лик») – неполноправный свободный человек в Древнем Вавилоне. Считается, что мушкенумы были или покоренным населением, или коренными жителями, работавшими на царских землях.

нубанда (Нубанду)– высший царский чиновник, управитель дворца лугаля, функции которого во многом совпадали с древнеегипетским джати. Под его руководством находился огромный штат чиновников.

ордалии (Ордалий) (по-аккад. «суд божий») – вид испытания (огнем или водой), за которым признавалось особое, магическое значение: с помощью него якобы устанавливалась судебная истина.

патеси – глава древнешумерийского государства и главный жрец местного бога.

ПИСЦЫ («дуб-cap», что означает «пишущий таблетку») – чиновники, составляющие всякого рода документы. В государственном управлении играли важную роль.

рабианум – староста земельной общины, глава общинного совета в Древнем Вавилоне, назначаемый царем; царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине.

редум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.

СИКЛЬ– денежная мера Древнего Вавилона, равная 8,4 г. серебра.

талион (по-аккад. «равное за равное») – принцип наказания, основанный на том, что наказание есть возмездие, равное по силе преступлению. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Существовало два вида талиона – материальный и символический. При материальном у ответчика повреждался тот же орган тела, что и у потерпевшего; при символическом повреждалось орудие преступления: так, за разглашение государственной тайны у преступника отрезался язык.

тамкар – наиболее богатая часть вавилонского купечества; государственный торговый агент и сборщик податей.

терхатум(Тирхату) – выкупная плата за невесту, уплачиваемая женихом отцу невесты. Равнялась 4–60 сиклей серебра, что соответствовало средней цене рабыни-работницы.

«ТРИ ВЕДОМСТВА УПРАВЛЕНИЯ» – государственный аппарат древневосточной деспотии, состоящий из военного, финансового ведомств и ведомства общественных работ.

Управитель реки– чиновник в Древнем Вавилоне, ведавший водным хозяйством, которому подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя.

Хаммурапи – царь Вавилонии в 1792–1750 гг. до н. э. Политик, полководец, реформатор и законодатель. Подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. При нем составлен ценный памятник древневосточного права – Законы Хаммурапи.

шакканаку – правитель подчиненных царю областей.

ШАМАЛЛУ – особые торговые агенты, которые вели торговые операции тамкаров.

ШАМАШ – бог солнца и правосудия.

шериктУМ(Шерикта) – приданое, выдававшееся девушке, выходившей замуж и покидавшей отцовский дом, как резервный фонд для содержания ее самой и ее детей.

шумеры – древний народ, населявший Южное Двуречье.Шумерийцы являются создателями древнейшей системы письменности в Двуречье – клинописи.

ЭА – один из важнейших богов Двуречья, божество земных вод и мудрости.

Государство и право Древней Индии

АБХИШЕКС – особая церемония вступления царей на престол.

агамЫ – разновидность древнеиндийских сочинений религиозно-философского характера. Обычно состояли из кратких изречений – сутр, написанных на санскрите.

адХьякша – специальная категория чиновников, регулировавших экономическую жизнь государства.

анулома – допускавшаяся, но не поощрявшаяся форма брака в Древней Индии, по которой муж принадлежал к более высокой варне, чем жена.

арии –народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой группе. Завоеватели Индии. По индоиранским памятникам, ариями назывались полноправные люди в отличие от соседских или покоренных народов.

артхашастра – древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) – главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321–297 гг. до н. э.).

АТХАРВАВЕДА – четвертый сборник Ведов, или Веда жрецов (20 книг, 160 гимнов, около 600 стихов), состоящий из заклинаний против вредоносных божеств, болезней, вражеских козней, диких зверей, заговоров целебного свойства.

ашрамы – четыре ступени духовного развития человека в индуизме. Человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определенного ашрама. 1 ашрам – Брахмачарья (жизнь ученика). 2 ашрам – Грихастха (семейная жизнь). 3 ашрам – Ванапрастха (уход от дел). 4 ашрам – Санньяса (жизнь в отречении). В индуизме принято считать, что система ашрамов ведет к осуществлению основных целей жизни.

БАЛИ – натуральный налог с сельскохозяйственных продуктов, который шел на содержание брахманов и кшатриев.

буддизм – одна из мировых религий. Стала распространяться среди индоариев с VI в. до н. э. и способствовала их политической централизации и новым взглядам на отношение к власти и правителям. Основные положения учения буддизма – спасение в неземной жизни, обоснование и утверждение путей этого спасения.

Брахма – Боготворец, создатель Вселенной и всех живых существ на Земле. По религиозно-философским представлениям брахманизма и индуизма, Брахма – душа Вселенной, вечная и бескачественная субстанция.

брахманЫ – высшая индийская варна, состоявшая из жреческих родов. Только они могли заниматься управлением, изучать, толковать и проповедовать религиозное учение. Исполняли жертвоприношения, а впоследствии служили в аппарате управления и суде. Составители законов Ману.Занимая особое положение в обществе, они освобождались от всех видов налогов, повинностей и телесных наказаний. Даже цари должны были считаться с их мнением.

вайшии, ВАЙШЬИ(от «виш» «народ») – члены третьей варны. Свободные, полноправные общинники, в основном земледельцы, скотоводы, а позже торговцы и некоторые ремесленники.

Варна (букв. «качество», «категория», «цвета») – самое широкое социальное подразделение древнеиндийского общества. Существовали четыре варны: брахманы (жрецы, священнослужители), кшатрии (войны, знать), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (лица, обслуживающие первые три варны, слуги). Принадлежность к ним определялась рождением и освящалась религией.

веды (от санскр. «знание») – священные книги, состоящие из собраний гимнов, богослужебных формул и объяснений различных особенностей ритуалов, регулировавшие различные стороны общественных отношений и устанавливающие правила поведения. Состояли из четырех сборников: «Ригведа», «Атхарваведа», «Самоведа» и «Яджурведа». Веды складывались во II – нач. I тыс. до н. э.

Гана(сангха) (др.-инд. gana, «толпа», «община») – общинный коллектив как основная единица общественного устройства, позже – государственные образования республиканского типа.

ганапати –родоплеменной вождь, руководил общиной, деревней.

грама– низшая единица территориального управления (деревня-община), объединяющая несколько поселков и насчитывающая до 1000 семей.

грамика – выборный староста деревни-общины, в обязанности которого входили наблюдение за порядком, сбор налога.

даса – в законах Ману раб или лицо, находящееся в услужении.

«ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЕ»– по законам Ману, три первые варны (брахманы, кшатрии и вайшьи). Их второе рождение связывалось с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Шудрам это запрещалось делать, потому их и называли «единожды рожденными».

деваражди – политико-религиозная концепция «богоугодного царя», обязанного выполнять особую дхарму по охране мира и порядка.

Дравиды– древнее (доарийское) население Индии.

дхарма – совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны в Древней Индии, их права и обязанности. Дхарма как свод правил и норм поведения – основной регулятор общественных отношений – являлась обязательной для каждого индуса. Выполнение дхармы якобы приводило человека к вечному счастью и загробной жизни.

дхармасутры – «законники», относящиеся к ведийской литературе. Представляли собой универсальный кодекс поведения для всего индийского общества от высших до низших его элементов. Написаны стихами и прозой. Составлены примерно в V–VI вв. до н. э.

дхармашастры (Наставление в дхарме) – сборники религиозно-правовых предписаний, составленные брахманами в I–IV вв. до н. э. Дхармашастры состоят из трех частей: «Общие правила доброго поведения»; «Судопроизводство»; «Устав о наказаниях».Важнейшим из таких сборников являются Законы Ману.

законы Ману (от санскр. «Манавадхармашастра») – древнеиндийский сборник законов, составленный брахманами в период II в. до н. э. – I в. н. э. Названы в честь прародителя человечества – Ману. В 12 главах говорится о происхождении Вселенной, человечества, варн; излагаются правила жизни людей, отшельников, наставления об обязанностях царя по управлению государством, нормы уголовного права и судопроизводства; говорится о браке и семье и т. п.

каста (от санскр. «род») – замкнутая, часто эндогамная социальная группа с одной или несколькими наследуемыми профессиями. В средневековой Индии насчитывалось более тысячи каст.

КАУТИЛЬЕ – советник царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н. э.). Ему приписывается авторство «Артхашастры».

кшатрий (кшатрии) (вероятно, от санскр. «ранить») – представители второй варны – цари, военно-племенная аристократия. Законы Ману устанавливали для них «охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и неприверженность к мирским утехам».

мантрины – высшие сановники, советники царя.

мантрипаришад – совещательный коллегиальный орган царя, состоявший из его советников и представляющий собой своеобразный пережиток племенной демократии.

Ману – мифический прародитель людей в индуизме.

МАУРЬЯ (Маурьи) – индийская династия, правившая в государстве Маурьев (322(314)–187(185) гг. до н. э.). Впервые объединила в одно государство значительную часть Индостана. Одна из крупнейших империй Древнего Востока, основанная Чандрагуптой.

Махараджа(раджа) – царь, представитель высшей знати в Древней Индии. В отличие от других государств Древнего Востока, несмотря на то, что царь считался представителем бога на земле, обожествлялась лишь его власть, а не он сам. Поэтому его власть не была деспотичной. Например, религия исключала законодательные функции царя. С помощью опытных брахманов ему вверялось осуществление правосудия, он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, на него возлагалась организация общественных работ, освоение и заселение царских земель. В его компетенцию также входило назначение и увольнение должностных лиц государства, он являлся главой административного аппарата. Наряду с этим ему предписывалось почитать брахманов – поступать по их совету.

махатмы – специальные смотрители за соблюдением людьми дхармы.

ньяя– закон, обозначающий более узкое понятие, чем дхарма. Нарушение ньяя каралось государством.

паришад – совет царских сановников при царе, состоявший из глав администрации, военной и жреческой знати.

праман (прамана) (санскр. pramаna – измерение) – первая из 16 категорий ньяя и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая конкретные источники знания.

пратилома – браки, когда мужчина из более низкой варны или касты женился на женщине более высокой варны или касты.

пурохита – царский жрец, его первый советник, главный астролог и предсказатель.

раджа (от санскр. «царь», «правитель») – военный вождь племени в Древней Индии, княжеский титул. Главная его функция – защита подданных.

РИГВЕДА (от санскр. «Веда гимнов», «знание гимнов») – древнейший памятник религиозной индийской литературы, написанный на ведийском языке. Состоит из 1028 гимнов, разделенных на 10 циклов. Предположительно записан не ранее первых веков н. э. Основной источник сведений по истории эпохи арийского завоевания Индии.

сабха(самити) – собрание (коллегия) представителей знати, городского и сельского населения.

САМАВЕДА («Веда песнопений») – третий ведийский сборник священных песен, использовавшихся во время жертвоприношения. Состоял из двух книг и 1549 стихов.

САМАСКАРЫ– религиозные ритуалы.

сенапати– главнокомандующий армией, главный казначей и сборщик налогов.

смрити – правовое знание, передаваемое по памяти и впоследствии оформленное в сборники религиозных, моральных и правовых предписаний.

химса – общее понятие для обозначения обиды, нанесенной другому лицу, или повреждения его имущества.

чандалы(«неприкасаемые») – члены низшей, «неприкасаемой» касты. Ими становились отлученные из варн за различные проступки люди.Им не разрешалось жить вместе со всеми в селении, пользоваться новой или целой домашней утварью. Их главным занятием являлась подготовка покойников к погребению, оказание помощи палачам. Они носили одежду казненных преступников.

ШАСТРЫ – трактаты по разнообразным отраслям знаний, являются важнейшим источником по истории общественно-экономических отношений, культуры. Законы, содержащие правовое предписание или запрет. Важнейшие из них Артхашастра и Дхармашастры.

шудра (шудры) – представители четвертой варны. В основном состояли из неполноправных, зависимых земледельцев и ремесленников. По законам Ману, им предписывалось лишь одно занятие – служение трем высшим варнам.

ЯДЖУРВЕДА («Веда жертвенных формул») – ведийский сборник, состоящий из 1984 стихов, составленный в I тыс. до н. э. Содержит изречения и стихи, произносившиеся жрецами при совершении жертв, объяснение ритуалов, толкование легенд.


Государство и право Древнего Китая

БАО – воздаяние за совершенное преступление по принципу обычая кровной мести.

БУЦУЙ– домашний раб, приравненный к скоту или иному имуществу. Основная категория буцуй рассматривалась в качестве младших членов семьи.

ВАН – племенной вождь, правитель страны. В VIII–XVII вв. до н. э. этот термин применялся не только к царю, но и к подчиненным ему правителям отдельных царств. Со II в. до н. э. – нач. III в. н. э. данное понятие обозначало титул высшей знати.

Ван Ман (45 г. до н. э. – 23 г. н. э.) – император Китая с 9 г. н. э. (в результате дворцового переворота). Пытался провести реформы (ликвидация частной собственности на землю, запрет купли-продажи рабов и др.).

ДИ – титул императора в правлении династии Цинь, при которой в III в. до н. э. создалось первое централизованное государство в Китае.

ДУШУЙЯ – в ведомстве императорского двора (Ханьская империя – III в. до н. э.) должность особого чиновника, отвечавшего за строительство и эксплуатацию оросительных каналов и сооружений.

КНИГА ЗАКОНОВ ЦАРСТВА ВЭЙ– один из первых сводов законов, составленных Ли Фуем на рубеже V– IV вв. до н. э. в виде записи правовых положений, действовавших в отдельных княжествах. Свод состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях пытки и казни.

Колодезные поля – определенная внутренняя организация древнекитайской общины, связанная с системой землепользования, при которой вся земля общины делилась на две части: урожай с «общего» поля шел вану или другому правителю, а с индивидуального поля – общиннику. Эта система ликвидирована реформами Шан Яна в 350 г. до н. э.

Конфуцианство – этико-политическое учение, разработанное в Китае в VI в. до н. э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Со II в. до н. э. и до начала XX века н. э. являлось официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ (551–479 гг. до н. э.) – величайший китайский философ, педагог и государственный деятель. Основоположник этико-политического учения – конфуцианства. Проповедовал идеи гармонии и справедливости, которые должны поддерживаться не законом, а соблюдением традиций, моральных норм (ли).

ЛЕГИСТЫ («законники») – представители учения об управлении государством и народом. Сторонники сильного централизованного государства, наличия в нем строгих обязательных законов, лежащих в основе государственного управления. Виднейший представитель легистов Шан Ян отстаивал абсолютную власть правителя, проповедовал жесткие наказания за нарушение предписаний государя, выступал за «равенство» всех перед законами.Учение возникло в период Чжаньго (V–III вв. до н. э.) в Китае.

ЛИ– моральные нормы идеального поведения, зиждившиеся на соблюдении людьми «меры» во всем.

ОБОЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ– один из первых писанных китайских законов (536 г. до н. э.), вводивший пять видов наказания за правонарушения: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОЛЯ– система обработки общинных земель, при которой 1/9 часть обрабатывалась всеми общинниками. Члены общины платили натуральный налог, который шел на содержание как правителя и знати, так и на государственные и общественные нужды.

САНЬЛАО– совет старейшин в городском самоуправлении.

СИН – наказание.

СЯН – символическое наказание за преступление (отрубание ноги заменялось раскраской тушью колена, смертная казнь – ношением холщовой рубахи; татуировка как вид наказания).

Сянь – первый и ближайший помощник китайскогована в период Чжоу по управлению и руководству чиновничьим аппаратом.

СЯО – по Конфуцию, идея сыновней любви, почитания старших и вышестоящих по иерархической лестнице.

ТАЙВЭЕЙ – название военного министра в Циньской и Ханьской империях, входившего в состав наиболее привилегированной категории чиновников – «трех гунов».

ТИНВЭЙ – глава судебного ведомства в империи Цинь.

«ТРИ ГУНА»– категория привилегированных чиновников в империи Хань. В нее входили: тайвэей, чэнсян и гойшидафу.

ФА – закон.

Фацзин («Книга законов») – сборник древнекитайских законов, подготовленный в царстве Вэй Ли Куем (424–387 гг. до н. э.), излагавший в 6 главах действовавшее уголовное и уголовно-про-цессуальное законодательство.

ФУ («отец») – глава семейства, властитель, хозяин имущества.

ХУАНДИ – в империи Цинь титул правителя страны (император). Впервые данный титул установил в 22 г. до н. э. основатель китайской династии Ин – Чжэн, известный в истории под именем Цинь Шихуанди.

ЦЗАЙ– ближайший военный управитель, который ведал дворцом правителя, дворцовыми ремесленниками, наблюдал за храмами.

ЧЭНСЯН – первый министр в Ханьской империи, управлял финансами страны. Сначала канцлеров было два – «левый» и «правый».

ШАН(инь) – период царствования первой китайской династии (XV–XI вв. до н. э.).

ШАН ЯН– китайский философ и государственный деятель Циньской империи (IV в. до н. э.). Один из идеологов легизма. Осуществил реформы: сословную, земельную, военную, административную и др., согласно которым было введено новое положение о рангах знатности (всего 20 рангов, которые разрешалось покупать), разрешена свободная купля-продажа земель, установлен новый земельный налог, новое административное деление, запрещена кровная месть, установлена единая система мер и весов. Реформы привели к централизации царства Цинь и созданию Циньской империи.

ШАНЬФУ – стольник при дворе вана, обслуживавший не только личные нужды правителя, но и выполнявший различные административные и военные поручения.

ЮЙШИДАФУ – верховный цензор в Ханьской империи.