Универсальные федеральные займы

1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации

2. Облигации федеральных займов

3.Государственный сберегательный заем Российской Федерации

4.Золотой сертификат.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) - это облигации, выпускаемые Минфином России на сроки до одного года (чаще всего на 6 месяцев). Они были вплоть до внезапного из замораживания общепризнанным лидером российского фондового рынка и вновь стали ими после того, как рынок оправился от последствий краха.

Подготовка к созданию рынка ГКО формально началась в мае 1992 г., когда Центральный банк Российской Федерации (Банк России) при поддержке Российско-американского банковского форума приступил к разработке проекта организации нового для России рынка.

Площадка для организации торговли бумагами формально выбиралась при помощи конкурса между банками. Конкурс завершился в июне 1992г. победой ММВБ, одновременно был утвержден список из первых 24 дилеров. Банки поначалу довольно прохладно отнеслись к идее рынка государственных бумаг, но довольно скоро место дилера стало источником серьезнейший прибылей. Первоначально четких критериев отбора дилеров не было, они отбирались согласно субъективным оценкам ответственных за данный вопрос руководителей соответствующих подразделений Банка России. Позже были установлены четкие критерии отбора.

К концу декабря 1992г. была разработана нормативная база нового рынка, 8 февраля 1993г. вышло постановление Правительства РФ №107, которыми были утверждены основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации. Первые пробные торги ГКО прошли в феврале 1993 г. Этот инструмент стал принципиально новым для отечественного фондового рынка.

Новыми были как краткосрочность бумаги (первоначально три месяца), так и то, что она выпускается в электронной форме (номинал- 100тыс.руб, с октября 1994г.-и 1000 000 руб.). Новизна по сравнению с предыдущими ценными бумагами заключалась помимо этого в том, что доход по ГКО являлся дисконтным и совершение операций с ними допустимо только на организованном рынке. Но главным было иное - впервые государство делало покупку своих долгов выгодной, рассчитывая не на принудительное распределение, а на добровольную покупку облигаций.

Рынок ГКО стал одним из успешных достижений и Минфина России, и Банка России, оставаясь даже в период самой острой конфронтации между этими двумя ведомствами зоной мира.

Постоянно внедрялись изменения и новшества. Так, пройдя через промежуточный этап 6-месячных ГКО (с декабря 1993г.), Минфин России осуществил 26 октября 1994г. пробное размещение ГКО со сроком обращения один год, подступив тем самым к черте «краткосрочности», а говоря о российской специфике того времени, и переступив за неё.

Рынок развивался в глубину: с октября 1993г. к операциям с ГКО были допущены физические лица, с февраля 1994г.- нерезиденты, установленная максимальная доля которых на рынке постоянно увеличивалась (в марте 1997г. принято решение со временем вообще отказаться от ограничений), с февраля 1996г. нерезиденты были допущены к участию в аукционах. Развивался рынок и в ширину: с июля 1994г. к торговому комплексу ММВБ стали подключаться удаленные терминалы, с октября 1997г. торги в режиме реального времени стали проводиться с двух площадок - московский и новосибирский, а к июлю 1996г. было завершено создание межрегиональной системы торгов, в которую вошли биржи Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Владивостока, Самары и Ростова-на-Дону.

Долгое время рынок ГКО постоянно обвиняли в излишней спекулятивности. Фактически доходы, получаемые инвесторами на рынке ГКО, значительно превышали все иные общедоступные объекты инвестиций. Средства вкладывались в ГКО потому, что российский рынок и был не в состоянии предложить широким кругам инвесторов иные достаточно доходные объекты приложения капитала, помимо государственных ценных бумаг. Следует отметить, что как только финансовая стабилизация создала в конце 1996-начале 1997 гг. условия для выгодных инвестиций в частные ценные бумаги произошло снижение доходности государственных ценных бумаг, что в свою очередь позволило государству сократить объем заимствований на этом рынке. Вместе с тем обвал на рынке частных ценных бумаг в октябре-ноябре 1997г. в совокупности с политикой Банка России, для которого к этому времени борьба за рынок ГКО стала приоритетной задачей, привели к обратному перетоку средств с рынка частных бумаг на рынок ГКО.

Проблема обеспечения государственного долга и снижение темпов инфляции привели к тому, что Правительство Российской Федерации взяло курс на постепенное снижение доходности по ГКО. Но в условиях отсутствия широкого круга других объектов для инвестиций спекулятивного капитала, сокращения рынка межбанковского кредитования и снижения инфляционного дохода коммерческих банков этот курс вызвал череду потрясений рынка ГКО в ноябре-декабре 1995г.

Проблемы ГКО имеют и общеэкономический характер. Не следует забывать что ГКО, как и прочие государственные ценные бумаги, являются средством перераспределения национального дохода. Действительно, кредитуют неспособность государства жить по средствам, выражающуюся в значительном бюджетном дефиците, финансовые инструменты, в первую очередь крупные, принадлежащие наиболее богатым членам общества. Вместе с тем расплачивается с ними государство за счет всех членов общества, взимая налоги для погашения долга и процентов. Мало того, крупнейшие инвесторы извлекают на рынке государственных ценных бумаг эксклюзивную сверхприбыль за счет тесного сращивания с монетарными органами власти. Имея доступ к информации, касающейся действий государства на рынке, эти крупные финансовые структуры могут принимать более верные решения, получая прибыль за счет менее информированных участников рынка. Таким образом, происходит перераспределение дохода не только среди различных слоев населения, но и среди самих членов финансового сообщества, причем за счет несправедливых, нерыночных факторов.

С лета 1998г. руководство России стало все более склоняться в сторону ориентации на внешние условия заимствования. Одновременно в Правительстве Российской Федерации стало проявляться стремление к снижению объемов внутреннего долга без использования монетарного резерва.

С июля 1998г. было официально объявлено о добровольном обмене ГКО со сроком погашения до 1 июля 1999г. на семи- и двадцатилетние еврооблигации. Операция проводилась в изрядной спешке, что явилось как бы репетицией поспешных и непродуманных решений 17 августа 1998г. Принять решение о том, менять или не менять ГКО; следовало всего за три дня- до первой половины 17 июля 1998г. Совокупная номинальная стоимость принятых к обмену ГКО составила 4,4 млрд. долл. (на 2,2 млрд. больше, чем планировалось). ГКО были обменены в равных пропорциях на семи двадцатилетние еврооблигации (с доходностью соответственно в 8,75% и 11%). Совокупная номинальная стоимость дополнительной (размещаемой за деньги, а не обмениваемой) эмиссии облигаций с погашением в 2018г. составила 500 млд. долл.

Несмотря на все имеющиеся проблемы, рынок ГКО тем не менее продолжал оставаться наиболее массовым и организованным по сравнению с рынками других российских ценных бумаг и определял конъюнктуру фондового рынка России в целом. Тем большей неожиданностью явилось объявленное 17 августа 1998г. замораживание операции с ГКО. Предложенный за тем порядок обмена и погашения ГКО представлял собой, по сути, отказ государства от выплаты своих обязательств по данным бумагам. Неожиданность подобного подхода составляла в том, что как крайний способ получения средств для погашения государственных обязательств монетарными властями с самого начала рассматривалась как эмиссия.

Гибель рынка ГКО в его первозданном мире ни в коей мере не сможет поставить под сомнение тот факт, что любой последующий рынок государственных ценных бумаг, сформировавшейся в России, несет и будет нести в себе следующие его родовые черты:

· Высокую степень технической оснащенности инфраструктуры рынка, тяготение к электронным формам организации торгов;

· По преимуществу банковский характер рынка;

· Наличие специальных уполномоченных организаций, тесно связанных с регулирующими органами, занимающих на рынке привилегированное положений и извлекающих вследствие этого эксклюзивную прибыль.

Отличием нового рынка было то, что согласно постановлению Правительство РФ от 16.10.2000г. №790 «Об утверждении генеральных условий эмиссий и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» и сам этим условиям ГКО превратились в документарные бумаги. Согласно п.9 этого постановления государственные краткосрочные бескупонные облигации выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. По условиям эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигации ГКО являются именными краткосрочными (до одного года) государственными ценными бумагами.

Все потоки средств, направляемых на рынок ГКО, неизбежно проходили через руки официальных дилеров, представленных на ММВБ. Вплоть до 31.10.1996г. иногда имело место присутствия посредника - субдилера, однако его роль постепенно сокращалась, поскольку крупные банки, являющиеся дилерами наращивали усилия по привлечению дополнительных клиентов, поручающих им совершать операции с ГКО, и в этих целях совершенствовали свою филиальную сеть.

С другой стороны в определенных случаях инвестор предпочитал некоторую дополнительную комиссию субдилеру в том случае, если этот субдилер являлся его обслуживающим банкам, и подобные расходы компенсировались за счет удобства совершения операции и доверительных отношений с банком.

Введение институтом первичных дилеров монополизировало рынок ГКО. В результате бывшие субдилеры оказались вытеснены в сферу консультационных услуг, хотя, конечно, продолжает осуществлять и функции по выполнению на данном рынке поручений части своих клиентов[29].

В настоящее время выпусков ГКО в обращении нет.