Транспорт - одна из важнейших сфер материального производ­ства. Перевозка различных товаров из районов их производства в рай­оны потребления является ее главной функцией. При этом продолжа­ется процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается полно­стью произведенным, готовым к потреблению только в том случае, ког­да он доставлен потребителю.

Продукцией транспорта (транспортной работой) является пере­мещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-кило­метрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот).

Таким образом, транспорт как отрасль материального производ­ства отличается рядом специфических черт:

-особый характер продукции транспорта (т.е. перемещение);

-одновременность и неразрывность процессов производства и потребления этой продукции;

-особая форма использования природно-географической среды в качестве естественных путей сообщения (реки, озера, моря, воздух или в качестве основы для сооружения дорог, искусственных путей сообщения - водохранилища, каналы);

-линейный характер размещения транспортных объектов (пути сообщения, грузопотоки и пассажиропотоки) и универсальность тех­нологических связей транспорта с другими отраслями материального производства.

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% от валового обще­ственного продукта страны. Отношение суммарных транспортных из­держек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэф­фициентом транспортной составляющей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

С развитием производительных сил происходит развитие транс­порта как активной силы, организующей территорию, обеспечивающей устойчивые связи между отдельными отраслями и районами страны.

Особенностью транспорта является взаимозаменяемость его от­дельных видов. Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, образует транспортную систему.

В транспортных узлах сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них - Мос­ква. Роль различных видов транспорта в транспортной системе опре­деляется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и влияние природных условий на его работу.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1)широтное магистральное сибирское направление «восток - за­пад», это железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием вод рек Камы и Волги;

2)меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север - юг» с выходом в Украину, Молдову, на Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3)меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающим Поволжье и Кавказ с Центром, севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Транспорт выступает как активный фактор комплексного раз­вития районов, играет районообразующую роль, влияет на спе­циализацию районов, оказывает мощное влияние на размещение производства и расселение жителей и является важной состав­ной частью рыночной инфраструктуры.

Имеется несколько типологий (классификаций) видов транс­порта: 1) по техническим видам; 2) по видам пользования; 3) по целесообразности перевозок отдельных видов продукции и др.

Есть традиционные сухопутные виды транспорта - железнодо­рожный и автомобильный; водные - речной и морской; воз­душный; кроме того, есть трубопроводный и электронный (линии электропередач). По видам пользования выделяют транспорт об­щего и необщего пользования. Транспорт общего пользования осуществляет общедоступное транспортное обслуживание на­селения. К нему относят перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Транспорт необщего пользования - это ведомственный транс­порт (как правило, перевозит пассажиров и грузы своего пред­приятия, объединения, ассоциации, концерна и т. п.).

Из нескольких сотен наименований перевозимых грузов вы­деляют восемь групп, которые в перевозке железнодорожного и воздушного транспорта составляют более 80%. Именно их назы­вают массовыми; они определяют грузооборот. Основные виды грузов, перевозимых транспортом общего пользования: камен­ный уголь, нефтяные грузы, руды, черные металлы, минеральные удобрения, строительные материалы, включая цемент, лесные грузы, зерно и продукты перемола.

Морской транспорт используется преимущественно для дальних перевозок массовых грузов, главным образом экспорт­но-импортных. Речной грузовой транспорт не отличается быст­роходностью, но он более дешевый. Он обеспечивает внутри­районные и межрайонные перевозки грузов, не относящихся к категории срочных, в первую очередь массовых (нефть, уголь, строительные материалы, зерно, лес и др.) в пределах одного или смежных бассейнов, соединенных судоходными каналами. Роль речного транспорта особенно высока в районах с крупными судо­ходными реками и чрезвычайно высока в тех районах, где мало железных дорог или их нет вовсе. Железнодорожный транспорт, в основном, используется для межрайонных перевозок. Автомо­бильный транспорт удобен своей способностью доставлять пас­сажиров и грузы «от ворот до ворот» или от «двери до двери» без перегрузок или пересадок.

Характеристика видов транспорта дает представление о его основных технико-экономических показателях, наличии и каче­стве подвижного состава, протяженности сетей (автомобильных дорог, железнодорожных магистралей, линий метро, трамвая, троллейбусных линий, а также трубопроводов и ЛЭП). Абсолютные (количество подвижного состава, протяженность дорог и желез­нодорожных магистралей и др.) и относительные (число автомо­билей на 1000 жителей, плотность, т. е. протяженность улиц и дорог на 1 км2 площади города, плотность сети автомобильных дорог, в том числе с твердым покрытием, а также железнодорож­ных магистралей, магистральных трубопроводов, внутренних су­доходных путей на 10 тыс. км территории каждого экономического района и страны в целом и др.) показатели дают представление о доле каждого вида транспорта в перевозке грузов и пассажиров.

В 1990-е гг. в экономический научно-практический оборот ввели новый термин - транспортно-дорожный комплекс, ко­торый уже давно используется в градостроительстве. Транс­портно-дорожный комплекс - это совокупность предприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на городском наземном, автомобильном, речном, морском и воздушном видах транспорта, а также в дорожном хо­зяйстве.

Транспортная картина России невозможна без характеристи­ки транспортного комплекса страны в целом, включая отдельные его виды. В разрезе экономических районов и населенных пунк­тов эта картина дополняется анализом состояния функциониро­вания, развития отдельных транспортных узлов.

Транспортный комплекс России - это совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами. Транс­портные узлы - пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. Круп­нейший транспортный узел в РФ и в СНГ - Москва. Если в насе­ленном пункте сходится несколько железных дорог, он является железнодорожным узлом.

Главные показатели работы транспорта: грузооборот, объем перевозок (отправлений) грузов, пассажирооборот, объем перевозок (отправлений) пассажиров. Грузооборот - произве­дение количества перевезенных грузов (т) и расстояния, на ко­торое они перемещаются (км); измеряется в тонно-километ­рах (т/км). Пассажирооборот - произведение количества пе­ревезенных пассажиров (человек) и расстояния, на которое они перемещаются (км); измеряется в пассажиро-километрах (пасс./км). Показатели объемов перевозок (отправлений) грузов и пассажиров измеряются, соответственно, в тоннах и коли­чеством пассажиров.

Виды транспорта различают: 1)по пропускной способности трасс (пропускная способность - это количества транспортных средств - поездов, автобусов, судов и др., - которое может про­ходить через транспортные пути, станции и порты в единицу времени - час, сутки, месяц, год); 2)по способности перевозить различные грузы; 3)по скорости сообщения; 4)по тру­доемкости (ранги роста трудоемкости от минимального к макси­мальному: трубопроводный, морской, речной, железнодорожный, автомобильный, авиационный); 5)по технико-экономическим и иным особенностям; 6)по надежности; 7)по объему и удельно­му весу в перевозках грузов и пассажиров, по грузообороту и пассажирообороту.

Железнодорожный транспорт.Этот вид транспорта - ведущий в транспортной системе России. Главная задача железных дорог в Рос­сии - обеспечить надежную транспортную связь северной части стра­ны с ее восточными районами. Ее выполнение усложняется тем, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов разви­тия всего народного хозяйства.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густо и разветвленной железнодорожной сетью обладает Европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

Основной «каркас» железнодорожной сети России был сформи­рован во второй половине XIX - начале XX в. Железные дороги стро­ились в первую очередь для обеспечения транспортно-экономических связей центра с основными сырьевыми и продовольственными база­ми страны, а также морскими портами, что определило их радиальную конфигурацию.

Особое значение для формирования единой железнодорожной сети России, заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Востока имело строительство Транссибирской магистрали, начатое одновремен­но в 1892 г. с запада от Челябинска через Новониколаевск (Новоси­бирск) - Красноярск - Иркутск (1899 г.) и с востока от Владивостока на Хабаровск (1897 г.). Сквозное сообщение по территории России было открыто на ней в 1916 г. после завершения строительства Амур­ской железной дороги от Забайкалья до Хабаровска.

В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко вы­раженное широтное направление с малой разветвленностью. Основ­ной магистралью, связывающей центр с Уралом, Сибирью и Даль­ним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челя­бинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре.

Важное значение для России имеют Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Туркестано-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направ­лении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой.

Преобладающее направление в пассажирских перевозках имеют два направления: южное (от Москвы по направлению на Крым, Кав­каз); меридиональное и восточное широтное (от Москвы через Повол­жье, Урал, Сибирь на Дальний Восток).

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации дос­таточно низкая - 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапря­женность железных дорог.

Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях: Центр - Северо-Запад; Поволжье - Урал; Центр - Урал; Центр - Кавказ; Центр - Юго-Запад; Урал - Сибирь; Сибирь - Дальний Восток. Основными мощными потоками являются потоки угля.

В последние годы железнодорожное строительство в России прак­тически не ведется. В стадии реализации находятся только два доста­точно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги - Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке - Амуро-Якутской магистрали: Беркатит - Томмот - Якутск для обеспечения гор­нодобывающих центров Якутии.

Современный этап развития железнодорожного транспорта свя­зан с научно-техническим прогрессом, одно из важнейших направле­ний которого - электрификация железных дорог, создание высокоско­ростных железнодорожных магистралей.

Морской транспорт.Этот вид транспорта в связи с географиче­ским положением России имеет важное значение, а также сложное хо­зяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеан­ского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществля­ют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно труд­ные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышлен­ные и продовольственные товары для снабжения районов Севера.

На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осущест­вляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические гру­зы, перевозки строительных материалов.

Северный бассейн включает шесть арктических морей, по кото­рым проходит Северный морской путь, имеющий большое значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера. Крупный порт Ба­ренцева моря - Мурманск. Основные грузы, которые «перерабатыва­ет» порт,- уголь, руда, апатиты, строительные материалы, рыба. Ар­хангельск - важный порт Белого моря, специализируется в основном на погрузке леса и лесоматериалов. Другие порты в этом море - Онега, Кандалакша, Мезень, Беломорск, Кемь.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти. В связи с падением ее добычи сокращается и грузооборот этих портов. Крупнейшие порты Черноморского бассейна - Новороссийск Туапсе. Из Новороссийска также экспортируется уголь.

Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок. Условия судоходства отличаются в разных районах. Основные порты: Махачкала, Астрахань. Из сухогрузов главное место занимают хлеб, лес, сульфаты, металлы, поваренная соль, рыба, хлопок, строительные материалы.

Морской транспорт играет важную роль во внешних экономиче­ских связях и служит одним из основных источников получения ва­лютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности пор­тов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки гру­зов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в При­балтике, Украине, Грузии, Азербайджане.

Основные грузы, перевозимые морским транспортом, - нефть, руда, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес.

В экономических связях страны заметную роль играет речной транспорт. Размеры перевозок речного транспорта определяют преж­де всего грузопотоки водных путей, входящих в единую глубоководную систему европейской части страны: Волга, Кама, Днепр, Дон; каналы «Волго-Балтийский», «Волго-Донской» и имени Москвы.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной среди них - Волго-Камский, к которому тяготеет экономи­чески развитая часть страны. Первое место по объему перевозок в Волго-Камском бассейне заняли строительные материалы. Кроме этого, здесь перевозится значительное количество нефтяных грузов, угля, соли, черных металлов, минеральных удобрений.

Крупные волжские порты - Астрахань, Волгоград, Саратов, Са­мара, Казань, Нижний Новгород.

Основные речные магистрали Сибири и Дальнего Востока - Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена и Амур. Главными грузами для Иртыша, обслуживающими горно-промышленный район рудного Ал­тая, является лес, продукция горнорудной промышленности. Крупные порты Оби - Новосибирск, Барнаул, Сургут; Иртыша - Омск, То­больск; Лены - Якутск, Витим, Осетрово. В грузообороте значитель­ное место занимают лес, каменный уголь, нефтепродукты.

Крупнейшие порты Амура - Благовещенск, Хабаровск, Комсо­мольск-на-Амуре. Основные грузы - лес, уголь, нефтепродукты, зер­но, металл, рыба, соль. Главные водные артерии Европейского Севе­ра - Северная Двина с притоками; Печорский бассейн. Основные грузы - это лесные, строительные материалы. В водном транспорте России осуществляются реконструкция важнейших каналов, строи­тельство новых морских и речных портов, обновление флота судов. Расширяется география смешанных перевозок типа «река-море» внут­ри страны и на международных линиях.

Автомобильный транспорт.Этот вид транспорта один из са­мых дорогих, но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставить грузы непосредственно потре­бителям.

Москва - самый крупный дорожный узел России. Из Москвы рас­ходятся автомобильные дороги в 12 направлениях. Основными из них являются: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород -Казань, Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва - Тамбов - Вол­гоград и др.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России общая протяженность автомобильных дорог составляет порядка 880 тыс. км, но только 73% из них с твердым покрытием.

Авиационный транспорт.Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозками почти все районы страны. Тем не менее, объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик. Самолетами доставляют грузы в труднодоступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию.

Главная специализация воздушного транспорта - перевозка на дальние расстояния пассажиров. Москва - крупный узел воздушных магистралей. Аэропорты обслуживают определенные направления перевозок. Крупные узлы воздушных сообщений - Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и др. Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. Воздушный транс­порт выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, линий электропередачи, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.

Трубопроводный транспорт.Этот вид транспорта по величи­не выполняемой работы все более приближается к железнодорож­ному. Однако строительство трубопроводов в 3-5 раз быстрее и де­шевле, чем железных дорог. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ. В перспективе по трубопроводам будут транспор­тировать с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руду). Трубопроводный транспорт наиболее экономичный из всех видов транспорта. Крупнейшие газопроводы страны: Медвежье - Тюмень - Надым, Ухта - Торжок, Уренгой - Сургут -Тобольск - Тюмень - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород -Западная Европа и др.

Преимуществами трубопроводного транспорта являются: воз­можность функционировать в течение календарного года, высокая про­изводительность труда, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию вне зависимости от рельефа территории.

Потребность согласования работы всех видов транспорта, дей­ствующих на территории Российской Федерации, определяет задачу планомерной организации и управления Единой транспортной сис­темой страны, которая имеет сложную структуру. Экономическая ос­нова этой системы - производственно-экономические связи. Ее ма­териальная основа - сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок.

Министерством путей сообщения Российской Федерации совмес­тно с Академией транспорта была разработана комплексная программа «Транспорт России», которая предусматривает увеличение инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, координацию рабо­ты поставщиков транспортного комплекса - транспортного машино­строения, электротехнической и электронной промышленности, прибо­ростроения, стройиндустрии и др.

На железнодорожном и других видах транспорта России со­здаются маркетинговые структуры, внедряются рыночные подхо­ды к деятельности транспортных предприятий. Это не очередная реорганизация, а принципиальное изменение всей управленческой системы, вызванное влиянием времени. Стало необходимым прода­вать (а не распределять как раньше) транспортные услуги. В настоя­щее время разрабатываются методики анализа рынка, анкетного об­следования районов тяготения транспортных узлов, диагностики и прогнозирования спроса на транспортные услуги, оценки качества транспортного обслуживания и управления ценовой политикой в системе маркетинга. Реализация этих направлений транспортно­го маркетинга требует существенного пересмотра действующей си­стемы планирования перевозок, демократизации взаимоотношений с клиентурой.

Важным фактором развития транспортно-коммуникационного комплекса территории (рассматриваемого как совокупность всех от­раслей транспорта и связи территории) является его пространствен­ная организация (взаимоположение инфраструктурных элементов в геопространстве). Поскольку затраты на создание путей перемещения постоянно возрастают, важно определить критерии развития сети, причем выбор критерия полностью определяет конфигурацию сети. Необходимо учитывать также объем перемещений, т.е. различие меж­ду населенными пунктами по грузо- и пассажирообразующей базе, при этом минимизируются затраты и время на перемещение.