Диверсификация производства — это «одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий».

В силу естественных различий каждая организация выбирает наиболее подходящий для условий ее деятельности вид диверсификации. Наиболее очевидной разновидностью диверсификации, по нашему мнению, является продуктовая, которая может происходить за счет выпуска новых товаров в рамках уже существующей технологической цепи или видовой группы товаров или за счет выпуска товаров принципиально новой группы. Причем о состоявшейся диверсификации можно, на наш взгляд, говорить в том случае, когда выпуск определенного товара становится одной из ключевых компетенций организации. Если организация переходит границы своей первоначальной отрасли, то можно ожидать не просто дополнения, но и замены ключевых компетенций. Это происходит, когда удельный вес нового вида деятельности превышает 50 % от выпуска продукции. Как будет показано далее, существуют примеры зарубежных компаний, осуществивших переход из сферы производства в сферу услуг.

По географическим масштабам диверсификация, связанная с выпуском товаров новой видовой группы, может быть «узкой» и «широкой». «Узкая» диверсификация предполагает ограниченное вторжение в новую область производства внутри данной страны. «Широкая» подразумевает вторжение в производственные сферы других стран.

Продуктовую диверсификацию можно разделить на три вида.

1. Горизонтальная — означает расширение номенклатуры выпускаемой продукции за счет видов деятельности, однородных уже существующим. Осуществляется в двух формах: концентрическая (сохранение существующего профиля в центре деятельности организации и развитие новых направлений, исходя из сильных сторон организации на освоенном рынке) и распыленная (характерна для организаций, у которых более одного главного вида деятельности, а новые виды деятельности выступают как сопутствующие).

2. Вертикальная — расширение сферы деятельности за счет предшествующих (регрессивная форма) или последующих (прогрессивная форма) стадий технологической цепи.

3. Боковая диверсификация — освоение организацией новых для нее видов деятельности, то есть изменение отраслевого профиля деятельности. Подразделяется на сопутствующую (несмотря на новые виды продуктов, рынок сбыта остается тем же) и конгломеративную (меняется и рынок сбыта) диверсификацию. Боковая диверсификация является более глобальной разновидностью диверсификации и особенно полезна в условиях спада в основной отрасли.

Продуктовую диверсификацию можно разделить и по причинам ее проведения.

1. В случае морального устаревания продукта или вытеснения его с высококонкурентного рынка производится его замена. Сложность заключается в необходимости замены или переналадки оборудования, переобучения работников, заменой рекламной кампании. Однако замена может принести и немалые выгоды, если организации удается захватить незанятый рыночный сегмент.

2. Дополнение продукта, находящегося в стадии зрелости и уже переходящего в стадию насыщения, одним или несколькими подкрепляющими продуктами.

3. Диверсификация, осуществляемая с целью страхования, то есть распределения риска на все сферы производства, может проводиться любой организацией и в стабильной ситуации.

В зависимости от преобладающего типа экономического роста продуктовая диверсификация выступает в двух разновидностях.

1. Адаптация подразумевает исходную ориентацию организации на обновление и изменение ассортимента. Поощряется исследовательская деятельность работников организации. Данный метод подходит для организаций со значительным финансовым потенциалом, так как предполагает развитие за счет внутренних ресурсов.

2. Расширение (экспансия) предполагает экстенсивный способ диверсификации, за счет увеличения количества оборудования и улучшения качества организации производства, которые и должны привести к увеличению ассортимента.

В качестве второй крупной разновидности диверсификации выступает организационная — в этом случае помимо расширения или изменения товарного ассортимента наблюдается изменение структуры организации. Отметим основные виды организационной диверсификации.

1. Поглощение состоит в том, что более сильная компания покупает за наличные, за акции или их комбинацию другую компанию.

2. Слияние — равные по размеру, финансовым возможностям и роду деятельности компании объединяются, при этом новая компания может выполнять большее количество разнообразных производственных операций.

3. Присоединение, как и поглощение, состоит в объединении неравнозначных по возможностям компаний, но более «слабая» компания сохраняет большую степень самостоятельности.

4. Диверсификация за счет привлечения инвестиций (в денежной форме), а также нематериальных активов (управленческих навыков, объектов интеллектуальной собственности) основана на программах долгосрочного сотрудничества с образованием в некоторых случаях новых компаний.

5. Оказание содействия в рамках вертикальной производственной цепи, то есть поставщику или покупателю, в диверсификации их продукции. В первом случае содействие оказывается по причине диверсификации, проводимой производителем, и возникновения потребности в других комплектующих частях, материалах, компонентах. Во втором — определяющим фактором являются изменившиеся потребности конечных покупателей. В целом же, вся производственная цепочка становится более эффективной.