Музыкальная терминология 2-й лекции.

 

Симфонический оркестрколлектив музыкантов, играющих на струнных, смычковых, духовых и ударных инструментах и объединяющихся для совместного исполнения музыкальных произведения (от греч. orxestra — круглая, позже полукруглая площадка античного театра, где, совершая ритмические движения, пел свои партии хор трагедии и комедии, от orxeomai — танцую).

Группы симфонического оркестра:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II.
Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV.
Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.

б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: 
арфа.

Полное звучание оркестра tutti” – (“все”).

 

По составу голосов различают хоры: однородные (женские, мужские, детские), смешанные (состоящие из разнородных голосов), неполные смешанные (при отсутствии одной из 4 основных партий), а также по количеству участников. Минимальное число хористов — 12 (камерный хор), по 3 человека в хоровой партии, максимальное — до 100-120 человек.

 

Голоса в смешанном хоре — сопрано, альт, тенор, бас.

 

Тембры женских голосов сопрано, меццо-сопрано и контральто; мужских – тенор, баритон и бас; детских — дискант (сопрано), альт.

Хоровой концерт многоголосное произведение для хора a cappella, относящееся к области партесного пения.

 

Партесное пениестиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. Партесное пение было перенесено в Россию с Украины в середине XVII в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церк. певчих (1652), но практиковалось и раньше; просуществовало вплоть до последней четверти XVIII в., получив распространение по всей России. Термины "партесное пение", "партес", "портес" установились в XVII веке.

 

Соната итал. sonata, от sonare — звучать — один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая - в т. н. сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается также менуэт или скерцо. За исключением старинных разновидностей (трио-соната)оната, в отличие от некоторых других камерных жанров (трио, квартета, квинтета и др.), предполагает не более 2 исполнителей. Эти нормы сложились в эпоху классицизма (венская классическая школа).

 

Сюитафранц. suite, букв.ряд, последовательность — одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Части сюиты, как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами. Главный принцип формообразования сюиты — создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей - отличает сюиту от таких циклических форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления. Сравнительно с сонатой и симфонией сюите свойственны бОльшая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или нескольких частях единой тональности, а также более непосредственная связь с жанрами танца, песни и др.

 

Кантата итал. cantata, от итал. и лат. cantare — петь; нем. Kantateкрупное вокально-инструментальное произведение, предназначенное, как правило, для одного или нескольких солистов, хора и оркестра (известны кантаты для одного хора, для одного солиста с оркестром). Кантаты подразделяются на духовные (религиозные) и светские; с середины XVIII века светские кантаты становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются кантаты различного характера - торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно кантат состоит из оркестового вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т. п.), арий, речитативов и хоров. Исполнительский состав, структура, отсутствие сценического действия сближают кантату с ораторией. Кантата отличается от оратории меньшими масштабами, однородностью содержания, отсутствием драм. разработки сюжета, преим. камерным характером. В некоторых случаях кантата настолько сближается с ораторией, что трудно определить, к какому из этих жанров принадлежит данное произв.

 

Фугалат., итал. fuga, букв. — бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fugeформа полифонической музыки, основанная на имитационном изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями в разных голосах с имитационной и(или) контрапунктической обработкой, а также (обычно) тонально-гармоническим развитием и завершением.