1. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Из при­ве­ден­ных фор­му­ли­ро­вок ука­жи­те по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии

 

1) Опло­до­тво­ре­ние — это про­цесс сли­я­ния муж­ской и жен­ской гамет

2) Каж­дая новая до­чер­няя клет­ка об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния ма­те­рин­ской

3) Ал­лель­ные гены в про­цес­се ми­то­за ока­зы­ва­ют­ся в раз­ных клет­ках

4) Раз­ви­тие ор­га­низ­ма с мо­мен­та опло­до­тво­ре­ния яй­це­клет­ки до смер­ти ор­га­низ­ма на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом

5) Клет­ки всех ор­га­низ­мов сход­ны по сво­е­му хи­ми­че­ско­му со­ста­ву, стро­е­нию и функ­ци­ям

За­да­ние 2 № 501

По­яс­не­ние.

Шлей­ден и Шванн, обоб­щив име­ю­щи­е­ся зна­ния о клет­ке, до­ка­за­ли, что клет­ка яв­ля­ет­ся ос­нов­ной еди­ни­цей лю­бо­го ор­га­низ­ма. Клет­ки жи­вот­ных, рас­те­ний и бак­те­рий имеют схо­жее стро­е­ние. Позд­нее эти за­клю­че­ния стали ос­но­вой для до­ка­за­тель­ства един­ства ор­га­низ­мов. Т. Шванн и М. Шлей­ден ввели в науку ос­но­во­по­ла­га­ю­щее пред­став­ле­ние о клет­ке: вне кле­ток нет жизни.

 

Со­вре­мен­ная кле­точ­ная тео­рия вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие ос­нов­ные по­ло­же­ния:

— клет­ка - ос­нов­ная еди­ни­ца стро­е­ния, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия всех живых ор­га­низ­мов, наи­мень­шая еди­ни­ца жи­во­го, спо­соб­ная к са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­об­нов­ле­нию;

клет­ки всех од­но­кле­точ­ных и мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов сход­ны (го­мо­ло­ги­и­ны) по сво­е­му стро­е­нию, хи­ми­че­ско­му со­ста­ву, ос­нов­ным про­яв­ле­ни­ям жиз­не­де­я­тель­но­сти и об­ме­ну ве­ществ;

раз­мно­же­ние кле­ток про­ис­хо­дит путем их де­ле­ния, каж­дая новая клет­ка об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния ис­ход­ной (ма­те­рин­ской) клет­ки (Клет­ка про­ис­хо­дит путем де­ле­ния ис­ход­ной, а не из меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства, как это пред­по­ла­га­лось рань­ше);

— в слож­ных мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мах клет­ки спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­ны по вы­пол­ня­е­мым ими функ­ци­ям и об­ра­зу­ют ткани; из тка­ней со­сто­ят ор­га­ны, ко­то­рые тесно вза­и­мо­свя­за­ны и под­чи­не­ны нерв­ной и гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ци­ям.

 

Для при­ве­де­ния кле­точ­ной тео­рии в более пол­ное со­от­вет­ствие с дан­ны­ми со­вре­мен­ной кле­точ­ной био­ло­гии спи­сок её по­ло­же­ний часто до­пол­ня­ют и рас­ши­ря­ют. Во мно­гих ис­точ­ни­ках эти до­пол­ни­тель­ные по­ло­же­ния раз­ли­ча­ют­ся, их набор до­ста­точ­но про­из­во­лен.

 

– Клет­ки про­ка­ри­от и эу­ка­ри­от яв­ля­ют­ся си­сте­ма­ми раз­но­го уров­ня слож­но­сти и не пол­но­стью го­мо­ло­гич­ны друг другу (см. ниже).

 

– В ос­но­ве де­ле­ния клет­ки и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов лежит ко­пи­ро­ва­ние на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции – мо­ле­кул нук­ле­и­но­вых кис­лот («каж­дая мо­ле­ку­ла из мо­ле­ку­лы»). По­ло­же­ния о ге­не­ти­че­ской не­пре­рыв­но­сти от­но­сит­ся не толь­ко к клет­ке в целом, но и к не­ко­то­рым из её более мел­ких ком­по­нен­тов – к ми­то­хон­дри­ям, хло­ро­пла­стам, генам и хро­мо­со­мам.

 

– Мно­го­кле­точ­ный ор­га­низм пред­став­ля­ет собой новую си­сте­му, слож­ный ан­самбль из мно­же­ства кле­ток, объ­единённых и ин­те­гри­ро­ван­ных в си­сте­ме тка­ней и ор­га­нов, свя­зан­ных друг с дру­гом с по­мо­щью хи­ми­че­ских фак­то­ров, гу­мо­раль­ных и нерв­ных (мо­ле­ку­ляр­ная ре­гу­ля­ция).

 

– Клет­ки мно­го­кле­точ­ных то­ти­по­тен­ты, то есть об­ла­да­ют ге­не­ти­че­ски­ми по­тен­ци­я­ми всех кле­ток дан­но­го ор­га­низ­ма, рав­но­знач­ны по ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции, но от­ли­ча­ют­ся друг от друга раз­ной экс­прес­си­ей (ра­бо­той) раз­лич­ных генов, что при­во­дит к их мор­фо­ло­ги­че­ско­му и функ­ци­о­наль­но­му раз­но­об­ра­зию – к диф­фе­рен­ци­ров­ке.

Ответ: 25

Ответ: 25

501

25

Источник: РЕШУ ЕГЭ

2. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

В раз­ра­бот­ку кле­точ­ной тео­рии внес­ли вклад

 

1) А. И. Опа­рин

2) В. И. Вер­над­ский

3) Т. Шванн и М. Шлей­ден

4) Г. Мен­дель

5) Р. Вир­хов

За­да­ние 2 № 518

По­яс­не­ние.

Опа­рин раз­ра­бо­тал ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния жизни,Вер­над­ский со­здал уче­ние о био­сфе­ре, Мен­дель — ос­но­во­по­лож­ник ге­не­ти­ки.

Ис­то­рия изу­че­ния клет­ки свя­за­на с име­на­ми ряда уче­ных:

Р. Гук – впер­вые при­ме­нил мик­ро­скоп для ис­сле­до­ва­ния тка­ней и на срезе проб­ки и серд­це­ви­не бу­зи­ны уви­дел ячей­ки, ко­то­рые на­звал клет­ка­ми.

А. Ле­вен­гук – впер­вые уви­дел клет­ки под уве­ли­че­ни­ем в 270 раз, от­крыл од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы.

Т. Шванн и М. Шлей­ден – обоб­щи­ли зна­ния о клет­ке, сфор­ми­ро­ва­ли ос­нов­ное по­ло­же­ние о кле­точ­ной тео­рии: все рас­ти­тель­ные и жи­вот­ные ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток, сход­ных по стро­е­нию. Они оши­боч­но счи­та­ли, что клет­ки в ор­га­низ­ме воз­ни­ка­ют из пер­вич­но­го не­кле­точ­но­го ве­ще­ства.

Р. Вир­хов – утвер­ждал, что каж­дая клет­ка про­ис­хо­дит толь­ко от клет­ки в ре­зуль­та­те ее де­ле­ния.

Р. Броун – от­крыл ядро в клет­ке.

К. Бэр – уста­но­вил, что все ор­га­низ­мы на­чи­на­ют свое раз­ви­тие с одной клет­ки.

Ответ: 35

Ответ: 35

518

35

Источник: РЕШУ ЕГЭ

3. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Со­глас­но по­ло­же­нию со­вре­мен­ной кле­точ­ной тео­рии: клет­ки — яв­ля­ют­ся еди­ни­цей жи­во­го

1) фе­но­ти­пи­че­ской

2) струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной

3) роста и раз­ви­тия

4) био­хи­ми­че­ской

5) эко­ло­ги­че­ской

За­да­ние 2 № 519

По­яс­не­ние.

Все живые ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток. Клет­ка – струк­тур­ная, функ­ци­о­наль­ная еди­ни­ца жи­во­го, ос­нов­ная еди­ни­ца стро­е­ния и раз­ви­тия всех живых ор­га­низ­мов, наи­мень­шая еди­ни­ца жи­во­го.

Клет­ка - ос­нов­ная еди­ни­ца стро­е­ния, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия всех живых ор­га­низ­мов, наи­мень­шая еди­ни­ца жи­во­го, спо­соб­ная к са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­об­нов­ле­нию.

Ответ: 23

Ответ: 23

519

23

Источник: РЕШУ ЕГЭ

4. Все пред­став­лен­ные на схеме ве­ще­ства, кроме ДВУХ, имеют в своём со­ста­ве азо­ти­стое ос­но­ва­ние — аде­нин. Опре­де­ли­те ДВА ве­ще­ства, "вы­па­да­ю­щие" из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те.

 

1)

2)

3)

4)

5)

 

За­да­ние 2 № 1038

По­яс­не­ние.

На ри­сун­ке 1 — ДНК; на ри­сун­ке 2 — спи­раль — вто­рич­ная струк­ту­ра белка; на 3 ри­сун­ке — гло­бу­ла — тре­тич­ная струк­ту­ра белка. На 4 ри­сун­ке изоб­ра­же­на тРНК (транс­порт­ная РНК), ко­то­рая до­став­ля­ет ами­но­кис­ло­ты к ри­бо­со­ме во время био­син­те­за белка. На ри­сун­ке 5 - АТФ (аде­но­з­ин­три­фос­фат).

ДНК, тРНК и АТФ имеют в своём со­ста­ве азо­ти­стое ос­но­ва­ние — аде­нин.

Зна­чит пра­виль­ный Ответ: 23

Ответ: 23

1038

23

Источник: РЕШУ ЕГЭ

5. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят на уров­не по­пу­ля­ций?

  1) он­то­ге­нез

2) ди­вер­ген­ция

3) эм­брио­ге­нез

4) аро­мор­фоз

5) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние

За­да­ние 2 № 12484

По­яс­не­ние.

На уров­не по­пу­ля­ций про­хо­дит: ди­вер­ген­ция и скре­щи­ва­ние.

Ответ: 25

 

Он­то­ге­нез и эм­брио­ге­нез идут на ор­га­низ­мен­ном уров­не, аро­мор­фоз — по­вы­ша­ет уро­вень ор­га­ни­за­ции

Ответ: 25

12484

25

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по био­ло­гии 14.05.2013 ва­ри­ант БИ1601.

6. Все пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния про­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки. Опре­де­ли­те ДВА при­зна­ка, "вы­па­да­ю­щие" из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те.

1) От­сут­ствие в ней оформ­лен­но­го ядра

2) На­ли­чие ци­то­плаз­мы

3) На­ли­чие кле­точ­ной мем­бра­ны

4) На­ли­чие ми­то­хон­дрий

5) На­ли­чие эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

За­да­ние 2 № 14047

По­яс­не­ние.

Про­ка­ри­о­ты, или до­ядер­ные — од­но­кле­точ­ные живые ор­га­низ­мы, не об­ла­да­ю­щие (в от­ли­чие от эу­ка­ри­от) оформ­лен­ным кле­точ­ным ядром и дру­ги­ми внут­рен­ни­ми мем­бран­ны­ми ор­га­но­и­да­ми (за ис­клю­че­ни­ем плос­ких ци­стерн у фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих видов, на­при­мер, у ци­анобак­те­рий). Но про­ка­ри­о­ты - клет­ки, зна­чит у них есть ци­то­плаз­ма и мем­бра­на.

Ответ: 45

Ответ: 45

14047

45

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1.

7. Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод ис­поль­зу­ют для опре­де­ле­ния

 

1) сте­пе­ни вли­я­ния среды на фор­ми­ро­ва­ние фе­но­ти­па

2) на­сле­до­ва­ния сцеп­лен­ных с полом при­зна­ков

3) ка­ри­о­ти­па ор­га­низ­ма

4) хро­мо­сом­ных ано­ма­лий

5) воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния при­зна­ков у по­том­ков

За­да­ние 2 № 20464

По­яс­не­ние.

Ос­но­ва ме­то­да — мик­ро­ско­пи­че­ское изу­че­ние хро­мо­сом че­ло­ве­ка. Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод при­ме­ня­ет­ся для ана­ли­за ка­ри­о­ти­па и его ано­ма­лий у от­дель­ных ин­ди­ви­ду­у­мов.

При­ме­ча­ние

Ка­ри­о­тип — со­во­куп­ность при­зна­ков (число, раз­ме­ры, форма и т.д.) пол­но­го на­бо­ра хро­мо­сом, при­су­щий клет­кам дан­но­го био­ло­ги­че­ско­го вида (ви­до­вой ка­ри­о­тип), дан­но­го ор­га­низ­ма (ин­ди­ви­ду­аль­ный ка­ри­о­тип) или линии (клона) кле­ток. Ка­ри­о­ти­пом ино­гда также на­зы­ва­ют и ви­зу­аль­ное пред­став­ле­ние пол­но­го хро­мо­сом­но­го на­бо­ра (ка­рио­грам­мы).

Ответ: 34

Ответ: 34|43

20464

34|43

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2017 по биологии.

8. Какие науки изу­ча­ют живые си­сте­мы на ор­га­низ­мен­ном уров­не? Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ана­то­мия

2) био­це­но­ло­гия

3) фи­зио­ло­гия

4) мо­ле­ку­ляр­ная био­ло­гия

5) эво­лю­ци­он­ное уче­ние

За­да­ние 2 № 20503

По­яс­не­ние.

Эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня слу­жит особь, ко­то­рая как си­сте­ма су­ще­ству­ет от мо­мен­та за­рож­де­ния до пре­кра­ще­ния су­ще­ство­ва­ния. Науки, ко­то­рые изу­ча­ют живые си­сте­мы на ор­га­низ­мен­ном уров­не — это 1 (ана­то­мия), 3 (фи­зио­ло­гия).

Под циф­рой 2 — Био­гео­це­но­ти­че­ский уро­вень; 4 — Мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­ский уро­вень; 5 — По­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой уро­вень.

Ответ: 13

Ответ: 13

20503

13

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1320

9. Из пред­ло­жен­но­го спис­ка хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те ор­га­но­ге­ны. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кис­ло­род

2) азот

3) маг­ний

4) хлор

5) йод

За­да­ние 2 № 20504

По­яс­не­ние.

Мак­ро­эле­мен­ты — хи­ми­че­ские эле­мен­ты или их со­еди­не­ния, ис­поль­зу­е­мые ор­га­низ­ма­ми в срав­ни­тель­но боль­ших ко­ли­че­ствах: кис­ло­род, во­до­род, уг­ле­род, азот, же­ле­зо, фос­фор, калий, каль­ций, сера, маг­ний, на­трий, хлор и др. При этом кис­ло­род, во­до­род, уг­ле­род и азот вы­де­ля­ют в осо­бую груп­пу — ор­га­но­ге­ны.

 

Ответ: 12.

Ответ: 12

20504

12

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1320

10. Из пред­ло­жен­но­го спис­ка хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те мак­ро­эле­мен­ты. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) цинк

2) селен

3) маг­ний

4) хлор

5) йод

За­да­ние 2 № 20505

По­яс­не­ние.

Мак­ро­эле­мен­ты — хи­ми­че­ские эле­мен­ты или их со­еди­не­ния, ис­поль­зу­е­мые ор­га­низ­ма­ми в срав­ни­тель­но боль­ших ко­ли­че­ствах: кис­ло­род, во­до­род, уг­ле­род, азот, же­ле­зо, фос­фор, калий, каль­ций, сера, маг­ний, на­трий, хлор. При этом кис­ло­род, во­до­род, уг­ле­род и азот вы­де­ля­ют в осо­бую груп­пу — ор­га­но­ге­ны.

Ответ: 34

Ответ: 34

20505

34

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1320

11. Какие при­ме­ры от­но­сят к био­ло­ги­че­ско­му экс­пе­ри­мен­ту? Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из ПЯТИ и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) рас­смат­ри­ва­ние под мик­ро­ско­пом клет­ки крови ля­гуш­ки

2) сле­же­ние за ми­гра­ци­ей ко­ся­ка трес­ки

3) изу­че­ние ха­рак­те­ра пуль­са после раз­ных фи­зи­че­ских на­гру­зок

4) ла­бо­ра­тор­ное ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния ги­по­ди­на­мии на со­сто­я­ние здо­ро­вья

5) опи­са­ние внеш­них при­зна­ков бо­бо­вых рас­те­ний

За­да­ние 2 № 20506

По­яс­не­ние.

Экс­пе­ри­мент - ис­сле­до­ва­тель цел—ена­прав­лен­но из­ме­ня­ет усло­вия, вли­я­ет на объ­ект ис­сле­до­ва­ния для вы­яв­ле­ния раз­лич­ных свойств.

Ответ: 3) изу­че­ние ха­рак­те­ра пуль­са после раз­ных фи­зи­че­ских на­гру­зок

4) ла­бо­ра­тор­ное ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния ги­по­ди­на­мии на со­сто­я­ние здо­ро­вья.

 

1 — мик­ро­ско­пия (на­блю­де­ние с по­мо­щью при­бо­ров); 2 — на­блю­де­ние; 5 — опи­са­ние.

Ответ: 34

20506

34

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1320

12. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ген­ная ин­же­не­рия, в от­ли­чие от кле­точ­ной, вклю­ча­ет ис­сле­до­ва­ния, свя­зан­ные с

1) куль­ти­ви­ро­ва­ни­ем кле­ток выс­ших ор­га­низ­мов

2) ги­бри­ди­за­ци­ей со­ма­ти­че­ских кле­ток

3) пе­ре­сад­кой генов

4) пе­ре­сад­кой ядра из одной клет­ки в дру­гую

5) по­лу­че­ние ре­ком­би­нант­ных (мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных) мо­ле­кул РНК и ДНК

За­да­ние 2 № 20652

По­яс­не­ние.

Ген­ная ин­же­не­рия вклю­ча­ет ис­сле­до­ва­ния, свя­зан­ные с пе­ре­сад­кой генов. А осталь­ные пе­ре­чис­лен­ные ис­сле­до­ва­ния идут в об­ла­сти кле­точ­ной ин­же­не­рии.

Генно-ин­же­нер­ные ме­то­ды на­прав­ле­ны на кон­стру­и­ро­ва­ние новых, не су­ще­ству­ю­щих в при­ро­де со­че­та­ний генов. В ре­зуль­та­те при­ме­не­ния генно-ин­же­нер­ных ме­то­дов можно по­лу­чать ре­ком­би­нант­ные (мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные) мо­ле­ку­лы РНК и ДНК, для чего про­из­во­дит­ся вы­де­ле­ние от­дель­ных генов (ко­ди­ру­ю­щих нуж­ный про­дукт) , из кле­ток ка­ко­го-либо ор­га­низ­ма. После про­ве­де­ния опре­де­лен­ных ма­ни­пу­ля­ций с этими ге­на­ми осу­ществ­ля­ет­ся их вве­де­ние в дру­гие ор­га­низ­мы (бак­те­рии, дрож­жи и мле­ко­пи­та­ю­щие) , ко­то­рые, по­лу­чив новый ген (гены) , будут спо­соб­ны син­те­зи­ро­вать ко­неч­ные про­дук­ты с из­ме­нен­ны­ми, в нуж­ном че­ло­ве­ку на­прав­ле­нии, свой­ства­ми. Иными сло­ва­ми, ген­ная ин­же­не­рия поз­во­ля­ет по­лу­чать за­дан­ные (же­ла­е­мые) ка­че­ства из­ме­ня­е­мых или ге­не­ти­че­ски мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных ор­га­низ­мов или так на­зы­ва­е­мых «транс­ген­ных» рас­те­ний и жи­вот­ных.

Ответ: 35

Ответ: 35

20652

35

13. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ге­не­а­ло­ги­че­ский метод ис­поль­зу­ют для

1) по­лу­че­ния ген­ных и ге­ном­ных му­та­ций

2) изу­че­ния вли­я­ния вос­пи­та­ния на он­то­ге­нез че­ло­ве­ка

3) ис­сле­до­ва­ния на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка

4) изу­че­ния эта­пов эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира

5) вы­яв­ле­ния на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний в роду

За­да­ние 2 № 20653

По­яс­не­ние.

Сущ­ность ге­не­а­ло­ги­че­ско­го ме­то­да со­сто­ит в вы­яс­не­нии род­ствен­ных свя­зей и про­сле­жи­ва­нии про­яв­ле­ния опре­де­лен­но­го при­зна­ка (на­при­мер, бо­лез­ни) в раз­лич­ных по­ко­ле­ни­ях род­ствен­ни­ков.

Ответ: 35

Ответ: 35

20653

35

14. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Кле­точ­ный уро­вень ор­га­ни­за­ции сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным у

1) бак­те­рио­фа­гов

2) амёбы ди­зен­те­рий­ной

3) ви­ру­са по­лио­ми­е­ли­та

4) кро­ли­ка ди­ко­го

5) эв­гле­ны зелёной

За­да­ние 2 № 20654

По­яс­не­ние.

У Про­стей­ших одна клет­ка вы­пол­ня­ет все функ­ции це­лост­но­го ор­га­низ­ма, по­это­му кле­точ­ный уро­вень ор­га­ни­за­ции сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным: амёба и эв­гле­на.

Ви­ру­сы (по­лио­ми­е­ли­на и бак­те­рио­фа­га) - не кле­точ­ная форма жизни.

Ответ: 25

Ответ: 25

20654

25

Источник: РЕШУ ЕГЭ

15. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ка­ко­во пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой мик­ро­ско­пии перед элек­трон­ной?

 

1) боль­шее раз­ре­ше­ние

2) воз­мож­ность на­блю­дать живые объ­ек­ты

3) до­ро­го­виз­на ме­то­да

4) слож­ность при­го­тов­ле­ния пре­па­ра­та

5) до­ступ­ность и не трудоёмкость при при­го­тов­ле­нии пре­па­ра­тов

За­да­ние 2 № 20655

По­яс­не­ние.

Мик­ро­скоп - устрой­ство, ко­то­рое поз­во­ля­ет ви­деть уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние объ­ек­тов и струк­тур, ко­то­рые не видны глазу че­ло­ве­ка. В ме­ди­ко-био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях ис­поль­зу­ют­ся све­то­вые и элек­трон­ные ме­то­ды мик­ро­ско­пии. Мик­ро­ско­пы, ос­но­ван­ные на све­то­вой тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ют уве­ли­чи­вать объ­ек­ты от 0.5 мик­ро­мет­ров с раз­ре­ше­ни­ем объ­ек­тов до 0.1 мик­ро­мет­ра боль­ше чем в 1500 раз. Мик­ро­ско­пы, ос­но­ван­ные на элек­трон­ной тех­но­ло­гии - до 20 000 раз.

Т.к. тех­но­ло­гия элек­трон­ной мик­ро­ско­пии поз­во­ля­ет по­лу­чать элек­трон­но-оп­ти­че­ское изоб­ра­же­ние при по­мо­щи по­то­ка элек­тро­нов. Об­ра­зец сна­ча­ла фик­си­ру­ют глу­та­раль­де­ги­дом или дру­ги­ми фик­си­ру­ю­щи­ми ве­ще­ства­ми, а затем обез­во­жи­ва­ют и за­ли­ва­ют пласт­мас­сой.

 

По­это­му пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой мик­ро­ско­пии перед элек­трон­ной — воз­мож­ность на­блю­дать живые объ­ек­ты.

Ответ: 25

Ответ: 25

20655

25

Источник: РЕШУ ЕГЭ

16. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ка­ко­во пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­ной мик­ро­ско­пии перед све­то­вой?

 

1) боль­шее раз­ре­ше­ние

2) воз­мож­ность на­блю­дать живые объ­ек­ты

3) до­ро­го­виз­на ме­то­да

4) слож­ность при­го­тов­ле­ния пре­па­ра­та

5) воз­мож­ность изу­чать мак­ро­мо­ле­ку­ляр­ные струк­ту­ры

За­да­ние 2 № 20656

По­яс­не­ние.

Мик­ро­скоп - устрой­ство, ко­то­рое поз­во­ля­ет ви­деть уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние объ­ек­тов и струк­тур, ко­то­рые не видны глазу че­ло­ве­ка. В ме­ди­ко-био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях ис­поль­зу­ют­ся све­то­вые и элек­трон­ные ме­то­ды мик­ро­ско­пии. Мик­ро­ско­пы, ос­но­ван­ные на све­то­вой тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ют уве­ли­чи­вать объ­ек­ты от 0.5 мик­ро­мет­ров с раз­ре­ше­ни­ем объ­ек­тов до 0.1 мик­ро­мет­ра боль­ше чем в 1500 раз.

Мик­ро­ско­пы, ос­но­ван­ные на элек­трон­ной тех­но­ло­гии - до 20 000 раз.

 

Ка­ко­во пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­ной мик­ро­ско­пии перед све­то­вой — боль­шее раз­ре­ше­ние, воз­мож­ность изу­че­ния уль­тра­мик­ро­струк­ту­ру клет­ки и мак­ро­мо­ле­ку­лы.

Ответ: 15

Ответ: 15

20656

15

17. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Прин­ци­пами ор­га­ни­за­ции любой био­ло­ги­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся её

1) изо­ли­ро­ван­ность от дру­гих си­стем

2) от­кры­тость для ве­ществ, энер­гии и ин­фор­ма­ции

3) про­сто­та ор­га­ни­за­ции

4) не­вы­со­кая упо­ря­до­чен­ность

5) раз­дра­жи­мость

За­да­ние 2 № 20657

По­яс­не­ние.

Ответ 25

Одним из прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции любой био­ло­ги­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся её от­кры­тость для ве­ществ, энер­гии и ин­фор­ма­ции.

Раз­дра­жи­мость – это спе­ци­фи­че­ские из­би­ра­тель­ные от­вет­ные ре­ак­ции ор­га­низ­мов на из­ме­не­ния окру­жа­ю­щей среды. Вся­кое из­ме­не­ние окру­жа­ю­щих ор­га­низм усло­вий пред­став­ля­ет собой по от­но­ше­нию к нему раз­дра­же­ние, а его от­вет­ная ре­ак­ция яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем раз­дра­жи­мо­сти. От­ве­чая на воз­дей­ствия фак­то­ров среды, ор­га­низ­мы вза­и­мо­дей­ству­ют с ней и при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к ней, что по­мо­га­ет им вы­жить.

Ре­ак­ции мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных на раз­дра­жи­те­ли, осу­ществ­ля­е­мые и кон­тро­ли­ру­е­мые цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, на­зы­ва­ют­ся ре­флек­са­ми. Ор­га­низ­мы, не име­ю­щие нерв­ной си­сте­мы, ли­ше­ны ре­флек­сов, и их ре­ак­ции вы­ра­жа­ют­ся в из­ме­не­нии ха­рак­те­ра дви­же­ния (так­си­сы) или роста (тро­пиз­мы).

 

Био­ло­ги­че­ские си­сте­мы – это объ­ек­ты раз­лич­ной слож­но­сти, име­ю­щие не­сколь­ко уров­ней струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной ор­га­ни­за­ции и пред­став­ля­ю­щие собой со­во­куп­ность вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов.

При­ме­ра­ми био­ло­ги­че­ских си­стем яв­ля­ют­ся: клет­ка, ткани, ор­га­ны, ор­га­низ­мы, по­пу­ля­ции, виды, био­це­но­зы, эко­си­сте­мы раз­ных ран­гов и био­сфе­ра.

Пред­став­ляя собой со­во­куп­ность вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов, био­ло­ги­че­ские си­сте­мы об­ла­да­ют свой­ства­ми це­лост­но­сти (не­сво­ди­мость свойств си­сте­мы к сумме свойств её эле­мен­тов), от­но­си­тель­ной устой­чи­во­сти, а также спо­соб­но­стью к адап­та­ции по от­но­ше­нию к внеш­ней среде, раз­ви­тию, са­мо­вос­про­из­ве­де­нию и эво­лю­ции.

Любая био­ло­ги­че­ская си­сте­ма яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской — в ней по­сто­ян­но про­те­ка­ет мно­же­ство про­цес­сов, часто силь­но раз­ли­ча­ю­щих­ся во вре­ме­ни. В то же время био­ло­ги­че­ские си­сте­мы — от­кры­тые си­сте­мы, усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния ко­то­рых слу­жит обмен энер­ги­ей, ве­ще­ством и ин­фор­ма­ци­ей как между ча­стя­ми си­сте­мы (или под­си­сте­ма­ми), так и с окру­жа­ю­щей сре­дой.

Ответ: 25

20657

25

Источник: РЕШУ ЕГЭ

18. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. В све­то­вой мик­ро­скоп можно уви­деть

1) де­ле­ние клет­ки

2) ре­пли­ка­цию ДНК

3) тран­скрип­цию

4) фо­то­лиз воды

5) хло­ро­пла­сты

За­да­ние 2 № 20659

По­яс­не­ние.

Про­цес­сы 2 3 4 идут в ор­га­но­и­дах и не воз­мож­но их рас­смот­реть в све­то­вой мик­ро­скоп.

При де­ле­нии хро­мо­со­мы рас­по­ла­га­ют­ся в ци­то­плаз­ме, они имеют раз­ме­ры, ви­ди­мые в све­то­вой мик­ро­скоп.

В све­то­вой мик­ро­скоп можно ви­деть струк­ту­ру клет­ки раз­ме­ром не менее 350 нм, по­это­му, на­при­мер, ри­бо­со­мы, мик­ро­тру­боч­ки (тол­щи­на около 25 нм), эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть (тол­щи­на мем­бра­ны около 6 нм) уви­деть нель­зя, а раз­мер хло­ро­пла­стов ко­леб­лет­ся от 4 до 10 мкм - их можно уви­деть в све­то­вой мик­ро­скоп.

Ответ: 15

Ответ: 15

20659

15

Источник: РЕШУ ЕГЭ

19. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. С по­мо­щью ге­не­а­ло­ги­че­ско­го ме­то­да можно вы­яс­нить

1) ха­рак­тер из­ме­не­ния хро­мо­сом­но­го на­бо­ра в клет­ках

2) за­ко­но­мер­но­сти на­сле­до­ва­ния при­зна­ков у че­ло­ве­ка

3) вли­я­ние среды на раз­ви­тие эм­бри­о­на че­ло­ве­ка

4) вли­я­ние среды на фор­ми­ро­ва­ние при­зна­ков ор­га­низ­ма

5) при­зна­ки и бо­лез­ни, ко­то­рые пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству

За­да­ние 2 № 20660

По­яс­не­ние.

Ге­не­а­ло­гия – это со­став­ле­ние ро­до­слов­ной, поз­во­ля­ет опре­де­лить за­ко­но­мер­но­сти на­сле­до­ва­ния при­зна­ков; с по­мо­щью ге­не­а­ло­ги­че­ско­го ме­то­да можно вы­яс­нить ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния: до­ми­нант­ный или ре­цес­сив­ный, ауто­сом­ный или сцеп­лен­ный с полом.

Ответ: 25

Ответ: 25

20660

25

Источник: РЕШУ ЕГЭ

20. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие ор­га­но­и­ды были об­на­ру­же­ны в клет­ке с по­мо­щью элек­трон­но­го мик­ро­ско­па?

1) ри­бо­со­мы

2) ядра

3) хло­ро­пла­сты

4) мик­ро­тру­боч­ки

5) ва­ку­о­ли

За­да­ние 2 № 20661

По­яс­не­ние.

Даже са­мо­го боль­шо­го уве­ли­че­ния све­то­во­го мик­ро­ско­па ока­за­лось не­до­ста­точ­но для того, чтобы уви­деть и изу­чить тон­кое стро­е­ние ор­га­но­и­дов ци­то­плаз­мы (ри­бо­со­мы) и де­та­ли стро­е­ния ядра. Эта за­да­ча была вы­пол­не­на толь­ко с по­мо­щью элек­трон­но­го мик­ро­ско­па. Ри­бо­со­мы, мик­ро­тру­боч­ки (тол­щи­на около 25 нм), эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть (тол­щи­на мем­бра­ны около 6 нм) уви­деть с по­мо­щью элек­трон­но­го мик­ро­ско­па.

Ответ: 14

Ответ: 14

20661

14

Источник: РЕШУ ЕГЭ

21. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Объ­ек­ты изу­че­ния каких из при­ведённых наук на­хо­дят­ся на на­дор­га­низ­мен­ном уров­не ор­га­ни­за­ции жи­во­го.

 

1) мо­ле­ку­ляр­ная био­ло­гия

2) эко­ло­гия

3) эм­брио­ло­гия

4) си­сте­ма­ти­ка

5) ана­то­мия

За­да­ние 2 № 20662

По­яс­не­ние.

Эко­ло­гия — наука изу­ча­ю­щая стро­е­ние и про­цес­сы био­гео­це­но­зов, био­сфе­ры, т. е. на­дор­га­низ­мен­ный уро­вень ор­га­ни­за­ции жизни.

 

По­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой уро­вень — это уро­вень со­во­куп­но­стей осо­бей - по­пу­ля­ций и видов. На этом уров­не изу­ча­ют­ся ге­не­ти­че­ские и эко­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти по­пу­ля­ций, эле­мен­тар­ные эво­лю­ци­он­ные фак­то­ры и их вли­я­ние на ге­но­фонд (мик­ро­э­во­лю­ция), про­бле­ма. Этот уро­вень изу­ча­ет­ся си­сте­ма­ти­кой, так­со­но­ми­ей, эко­ло­ги­ей, био­гео­гра­фи­ей, ге­не­ти­кой по­пу­ля­ций.

Ответ: 24

Ответ: 24

20662

24

Источник: РЕШУ ЕГЭ

22. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Для всех живых ор­га­низ­мов ха­рак­тер­но

 

1) об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских

2) по­гло­ще­ние из почвы рас­творённых в воде ми­не­раль­ных ве­ществ

3) ак­тив­ное пе­ре­дви­же­ние в про­стран­стве

4) ды­ха­ние, пи­та­ние, раз­мно­же­ние

5) раз­дра­жи­мость

За­да­ние 2 № 20664

По­яс­не­ние.

Об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских ха­рак­тер­но для рас­те­ний, хе­мо­син­те­зи­ру­ю­щих и фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих бак­те­рий; из почвы ми­не­раль­ные ве­ще­ства вса­сы­ва­ют рас­те­ния и грибы; ак­тив­но пе­ре­дви­га­ют­ся жи­вот­ные, а ды­ха­ние, пи­та­ние и раз­мно­же­ние ха­рак­тер­но для ор­га­низ­мов всех царств живой при­ро­ды.

Раз­дра­жи­мость – это спе­ци­фи­че­ские из­би­ра­тель­ные от­вет­ные ре­ак­ции ор­га­низ­мов на из­ме­не­ния окру­жа­ю­щей среды. Вся­кое из­ме­не­ние окру­жа­ю­щих ор­га­низм усло­вий пред­став­ля­ет собой по от­но­ше­нию к нему раз­дра­же­ние, а его от­вет­ная ре­ак­ция яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем раз­дра­жи­мо­сти. От­ве­чая на воз­дей­ствия фак­то­ров среды, ор­га­низ­мы вза­и­мо­дей­ству­ют с ней и при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к ней, что по­мо­га­ет им вы­жить.

Ре­ак­ции мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных на раз­дра­жи­те­ли, осу­ществ­ля­е­мые и кон­тро­ли­ру­е­мые цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, на­зы­ва­ют­ся ре­флек­са­ми. Ор­га­низ­мы, не име­ю­щие нерв­ной си­сте­мы, ли­ше­ны ре­флек­сов, и их ре­ак­ции вы­ра­жа­ют­ся в из­ме­не­нии ха­рак­те­ра дви­же­ния (так­си­сы) или роста (тро­пиз­мы).

 

Ответ: 45

Ответ: 45

20664

45

23. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Живое от не­жи­во­го от­ли­ча­ет­ся

1) спо­соб­но­стью из­ме­нять свой­ства объ­ек­та под воз­дей­стви­ем среды

2) спо­соб­но­стью участ­во­вать в кру­го­во­ро­те ве­ществ

3) спо­соб­но­стью вос­про­из­во­дить себе по­доб­ных

4) из­ме­нять раз­ме­ры объ­ек­та под воз­дей­стви­ем среды

5) от­кры­тость для ве­ществ, энер­гии и ин­фор­ма­ции

За­да­ние 2 № 20665

По­яс­не­ние.

Одним из глав­ных свойств живых ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся вос­про­из­ве­де­ние себе по­доб­ных.

Любая био­ло­ги­че­ская си­сте­ма яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской — в ней по­сто­ян­но про­те­ка­ет мно­же­ство про­цес­сов, часто силь­но раз­ли­ча­ю­щих­ся во вре­ме­ни. В то же время био­ло­ги­че­ские си­сте­мы — от­кры­тые си­сте­мы, усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния ко­то­рых слу­жит обмен энер­ги­ей, ве­ще­ством и ин­фор­ма­ци­ей как между ча­стя­ми си­сте­мы (или под­си­сте­ма­ми), так и с окру­жа­ю­щей сре­дой.

Ответ: 35

Ответ: 35

20665

35

Источник: РЕШУ ЕГЭ

24. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Го­мео­стаз — это

1) обмен ве­ществ и пре­вра­ще­ние энер­гии

2) ре­гу­ляр­ное снаб­же­ние ор­га­низ­ма пищей

3) это со­во­куп­ность ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных ре­ак­ций, обес­пе­чи­ва­ю­щих вос­ста­нов­ле­ние по­сто­ян­ства внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма

4) под­дер­жа­ние из­мен­чи­во­сти во внут­рен­ней среде ор­га­низ­ма

5) осу­ществ­ля­ет­ся бла­го­да­ря из­ме­не­нию ак­тив­но­сти сим­па­ти­че­ской и па­ра­сим­па­ти­че­ской ча­стей ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы

За­да­ние 2 № 20666

По­яс­не­ние.

Го­мео­стаз — это под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма. Ор­га­низм че­ло­ве­ка при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к по­сто­ян­но ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям внеш­ней среды, од­на­ко при этом внут­рен­няя среда оста­ет­ся по­сто­ян­ной и ее по­ка­за­те­ли ко­леб­лют­ся в очень узких гра­ни­цах. Умень­ше­ние од­но­го из па­ра­мет­ров улав­ли­ва­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щим ре­цеп­то­ром, от ко­то­ро­го им­пуль­сы на­прав­ля­ют­ся в ту или иную струк­ту­ру мозга, по ко­ман­де ко­то­ро­го ве­ге­та­тив­ная нерв­ная си­сте­ма вклю­ча­ет слож­ные ме­ха­низ­мы вы­рав­ни­ва­ния на­сту­пив­ших из­ме­не­ний. Мозг ис­поль­зу­ет для под­дер­жа­ния го­мео­ста­за две ос­нов­ные си­сте­мы: ве­ге­та­тив­ную и эн­до­крин­ную. На­пом­ним, что глав­ная функ­ция ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы - это со­хра­не­ние по­сто­ян­ства внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма, ко­то­рое осу­ществ­ля­ет­ся бла­го­да­ря из­ме­не­нию ак­тив­но­сти сим­па­ти­че­ской и па­ра­сим­па­ти­че­ской ча­стей ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы. По­след­няя, в свою оче­редь, кон­тро­ли­ру­ет­ся ги­по­та­ла­му­сом , а ги­по­та­ла­мус - корой го­лов­но­го мозга. Эн­до­крин­ная си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет функ­цию всех ор­га­нов и си­стем по­сред­ством гор­мо­нов. При­чем сама эн­до­крин­ная си­сте­ма на­хо­дит­ся под кон­тро­лем ги­по­та­ла­му­са и ги­по­фи­за. Го­мео­стаз (греч. homoios - оди­на­ко­вый и stasis - со­сто­я­ние, не­по­движ­ность)

Ответ: 35

Ответ: 35

20666

35

Источник: РЕШУ ЕГЭ

25. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Па­ле­он­то­ло­ги изу­ча­ют

1) за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия ор­га­низ­мов

2) рас­про­стра­не­ние живых су­ществ на Земле

3) среду оби­та­ния ор­га­низ­мов

4) ис­ко­па­е­мые остан­ки ор­га­низ­мов жи­вот­ных

5) изу­че­ние ока­ме­не­лых остат­ков пыль­цы и спор древ­них рас­те­ний

За­да­ние 2 № 20667

По­яс­не­ние.

Па­ле­он­то­ло­гия — это наука,ко­то­рая изу­ча­ет ис­ко­па­е­мые остат­ки жи­вот­ных и про­чих живых ор­га­низ­мов, жив­ших в древ­ние вре­ме­на (про­шед­ших гео­ло­ги­че­ских эпох). От­расль па­ле­он­то­ло­гии, за­ни­ма­ю­ща­я­ся вы­мер­ши­ми жи­вот­ны­ми, на­зы­ва­ет­ся па­лео­зоо­ло­ги­ей и может быть раз­де­ле­на на па­ле­он­то­ло­гию бес­по­зво­ноч­ных и па­ле­он­то­ло­гию по­зво­ноч­ных. Вы­мер­шие рас­те­ния изу­ча­ет па­лео­бо­та­ни­ка. В ее со­ста­ве на­счи­ты­ва­ют много до­чер­них наук. Это и па­лео­аль­го­ло­гия (изу­че­ние ис­ко­па­е­мых во­до­рос­лей), и па­лео­па­ли­но­ло­гия (изу­че­ние ока­ме­не­лых остат­ков пыль­цы и спор древ­них рас­те­ний), и т. д.

Ответ: 45

 

Фи­зио­ло­гия — рост и раз­ви­тие че­ло­ве­ка, на­чи­на­ю­щи­е­ся с мо­мен­та опло­до­тво­ре­ния яй­це­клет­ки, пред­став­ля­ют собой не­пре­рыв­ный по­сту­па­тель­ный про­цесс, про­те­ка­ю­щий в те­че­ние всей его жизни.

 

Эко­ло­гия — изу­ча­ет вза­и­мо­дей­ствия живых ор­га­низ­мов между собой и с окру­жа­ю­щей их сре­дой

 

Био­гео­гра­фия — наука о за­ко­но­мер­но­стях рас­про­стра­не­ния и рас­пре­де­ле­ния по зем­но­му шару раз­лич­ных Био­це­но­зов, а также жи­вот­ных, рас­те­ний и мик­ро­ор­га­низ­мов

Ответ: 45

20667

45

Источник: РЕШУ ЕГЭ

26. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. При изу­че­нии рас­ти­тель­ной клет­ки под све­то­вым мик­ро­ско­пом можно уви­деть

 

1) кле­точ­ную мем­бра­ну и ап­па­рат Голь­д­жи

2) обо­лоч­ку и ци­то­плаз­му

3) ядро и хло­ро­пла­сты

4) ри­бо­со­мы и ми­то­хон­дрии

5) эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть и ли­зо­со­мы

За­да­ние 2 № 20668

По­яс­не­ние.

В све­то­вой мик­ро­скоп можно ви­деть струк­ту­ру клет­ки раз­ме­ром не менее 350 нм, по­это­му, на­при­мер, ри­бо­со­мы, мик­ро­тру­боч­ки (тол­щи­на около 25 нм), эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть (тол­щи­на мем­бра­ны около 6 нм) уви­деть нель­зя, а раз­мер хло­ро­пла­стов ко­леб­лет­ся от 4 до 10 мкм - их можно уви­деть в све­то­вой мик­ро­скоп.

В рас­ти­тель­ной клет­ке с по­мо­щью све­то­во­го мик­ро­ско­па можно уви­деть обо­лоч­ку, ци­то­плаз­му, ядро.

Ответ: 23

Ответ: 23

20668

23

Источник: РЕШУ ЕГЭ

27. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод поз­во­ля­ет изу­чить у че­ло­ве­ка

1) на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний, свя­зан­ных с ге­ном­ны­ми му­та­ци­я­ми

2) раз­ви­тие при­зна­ков у близ­не­цов

3) осо­бен­но­сти об­ме­на ве­ществ его ор­га­низ­ма

4) его хро­мо­сом­ный набор

5) ро­до­слов­ную его семьи

За­да­ние 2 № 20669 По­яс­не­ние.

Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод ос­но­ван на мик­ро­ско­пи­че­ском ис­сле­до­ва­нии хро­мо­сом — ис­поль­зу­ют для изу­че­ния нор­маль­но­го ка­ри­о­ти­па че­ло­ве­ка, а также при ди­а­гно­сти­ке на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний, свя­зан­ных с ге­ном­ны­ми и хро­мо­сом­ны­ми му­та­ци­я­ми (на­при­мер, об­на­ру­жить син­дром Дауна - три­со­мию по 21 хро­мо­со­ме можно вы­явить с по­мо­щью ци­то­ге­не­ти­че­ско­го ме­то­да.).

 

Раз­ви­тие при­зна­ков у близ­не­цов — близ­не­цо­вый метод.

Осо­бен­но­сти об­ме­на ве­ществ его ор­га­низ­ма — изу­ча­ют с по­мо­щью фи­зио­ло­ги­че­ских ме­то­дов, в том числе био­хи­ми­че­ский.

Ро­до­слов­ную его семьи — изу­ча­ют с по­мо­щью ге­не­а­ло­ги­че­ско­го ме­то­да.

Ответ: 14

Ответ: 14

20669

14

Источник: РЕШУ ЕГЭ

28. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

К част­ным био­ло­ги­че­ским ме­то­дам ис­сле­до­ва­ния от­но­сит­ся метод

1) экс­пе­ри­мен­таль­ный

2) на­блю­де­ния

3) ге­не­а­ло­ги­че­ский

4) мо­де­ли­ро­ва­ния

5) ги­бри­до­ло­ги­че­ский

За­да­ние 2 № 20837 По­яс­не­ние.

Су­ще­ству­ют общие ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния (как био­ло­ги­че­ские, так и дру­гих наук): экс­пе­ри­мент, на­блю­де­ние, опи­са­ние, срав­не­ние, мо­де­ли­ро­ва­ние.

А есть част­ные, от­но­ся­щи­е­ся к кон­крет­но­му раз­де­лу. На­при­мер, ме­то­ды ге­не­ти­ки: ге­не­а­ло­ги­че­ский, ги­бри­до­ло­ги­че­ский и т. д.

Ме­то­ды ци­то­ло­ги: мик­ро­ско­пия.

 

Ответ: 35

Ответ: 35

20837

35

Источник: РЕШУ ЕГЭ

29. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Так­со­но­ми­че­ская еди­ни­ца ВИД су­ще­ству­ет на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вом

2) ор­га­низ­мен­ном

3) кле­точ­ном

4) на­дор­га­низ­мен­ном

5) мо­ле­ку­ляр­ном

 

20) Вы­бе­ри­те осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций хло­ро­пла­стов

 

1) внут­рен­ние мем­бра­ны об­ра­зу­ют кри­сты

2) мно­гие ре­ак­ции про­те­ка­ют в гра­нах

3) в них про­ис­хо­дит син­тез глю­ко­зы

4) яв­ля­ют­ся ме­стом син­те­за ли­пи­дов

5) со­сто­ят из двух раз­ных ча­стиц

6) дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды

За­да­ние 4 № 18441

По­яс­не­ние.

Осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций хло­ро­пла­стов: мно­гие ре­ак­ции про­те­ка­ют в гра­нах, в них про­ис­хо­дит син­тез глю­ко­зы, дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды.

 

При­ме­ча­ние.

Хло­ро­пла­сты — зелёные пла­сти­ды, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в клет­ках фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих эу­ка­ри­от. С их по­мо­щью про­ис­хо­дит фо­то­син­тез. Хло­ро­пла­сты со­дер­жат хло­ро­филл. У зелёных рас­те­ний яв­ля­ют­ся дву­мем­бран­ны­ми ор­га­нел­ла­ми. Под двой­ной мем­бра­ной име­ют­ся ти­ла­ко­и­ды (мем­бран­ные об­ра­зо­ва­ния, в ко­то­рых на­хо­дит­ся элек­трон­транс­порт­ная цепь хло­ро­пла­стов). Ти­ла­ко­и­ды выс­ших рас­те­ний груп­пи­ру­ют­ся в граны, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой стоп­ки сплюс­ну­тых и тесно при­жа­тых друг к другу ти­ла­ко­и­дов, име­ю­щих форму дис­ков. Со­еди­ня­ют­ся граны с по­мо­щью ла­мелл. Про­стран­ство между обо­лоч­кой хло­ро­пла­ста и ти­ла­ко­и­да­ми на­зы­ва­ет­ся стро­мой. В стро­ме со­дер­жат­ся хло­ро­пласт­ные мо­ле­ку­лы РНК, пла­сти­д­ная ДНК, ри­бо­со­мы, крах­маль­ные зёрна, а также фер­мен­ты цикла Каль­ви­на

Ответ: 236

 

Источник: Диагностическая ра­бо­та по биологии 06.04.2011 Ва­ри­ант 1.

Показать пояснениеСпрятать пояснение

21
Какие из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций вы­пол­ня­ет плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на клет­ки? За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) участ­ву­ет в син­те­зе ли­пи­дов

2) осу­ществ­ля­ет ак­тив­ный транс­порт ве­ществ

3) участ­ву­ет в про­цес­се фа­го­ци­то­за

4) участ­ву­ет в про­цес­се пи­но­ци­то­за

5) яв­ля­ет­ся ме­стом син­те­за мем­бран­ных бел­ков

6) ко­ор­ди­ни­ру­ет про­цесс де­ле­ния клет­ки

За­да­ние 4 № 18964

По­яс­не­ние.

Плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на клет­ки: осу­ществ­ля­ет ак­тив­ный транс­порт ве­ществ, участ­ву­ет в про­цес­се фа­го­ци­то­за и пи­но­ци­то­за.

1 — функ­ции глад­кой ЭПС; 5 — ри­бо­сом; 6 — ядра.

 

Ответ: 2, 3, 4.

Ответ: 234

 

22 Ка­ко­вы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций ри­бо­сом? За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) имеют одну мем­бра­ну

2) со­сто­ят из мо­ле­кул ДНК

3) рас­щеп­ля­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

4) со­сто­ят из боль­шой и малой ча­стиц

5) участ­ву­ют в про­цес­се био­син­те­за белка

6) со­сто­ят из РНК и белка

По­яс­не­ние.

Осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций ри­бо­сом: со­сто­ят из боль­шой и малой ча­стиц, участ­ву­ют в про­цес­се био­син­те­за белка, со­сто­ят из РНК и белка.

 

Ответ: 4, 5, 6.

Ответ: 456

 

23

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов яв­ля­ют­ся мем­бран­ны­ми? За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) ли­зо­со­мы

2) цен­три­о­ли

3) ри­бо­со­мы

4) ва­ку­о­ли

5) лей­ко­пла­сты

6) мик­ро­тру­боч­ки

По­яс­не­ние.

Мем­бран­ны­е ор­га­но­и­ды: ли­зо­со­мы, ва­ку­о­ли, лей­ко­пла­сты (дву­мем­бран­ный).

Цен­три­о­ли, ри­бо­со­мы и мик­ро­тру­боч­ки — не­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды.

 

Ответ: 1, 4, 5.

Ответ: 145

 

24

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клет­ки

2) имеют соб­ствен­ный ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал

3) яв­ля­ют­ся од­но­мем­бран­ны­ми

4) со­дер­жат фер­мен­ты окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния

5) имеют двой­ную мем­бра­ну

По­яс­не­ние.

Ми­то­хон­дрии спо­соб­ны к де­ле­нию, т. к. имеют соб­ствен­ный ге­не­ти­че­ский ап­па­рат, яв­ля­ют­ся

двух­мем­бран­ны­ми ор­га­но­и­да­ми. Окис­ли­тель­ное фос­фо­ри­ли­ро­ва­ние идет в ми­то­хон­дри­ях.

 

"Вы­па­да­ют" из спис­ка — (1) не де­лят­ся и (3) яв­ля­ют­ся од­но­мем­бран­ны­ми.

Ответ: 13

Ответ: 13

 

25

Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. В каких струк­ту­рах клет­ки эу­ка­ри­от ло­ка­ли­зо­ва­ны мо­ле­ку­лы ДНК?

 

1) ци­то­плаз­ме

2) ядре

3) ми­то­хон­дри­ях

4) ри­бо­со­мах

5) ли­зо­со­мах

По­яс­не­ние.

ДНК есть ядер­ная и вне­ядер­ная, ко­то­рая на­хо­дит­ся в ми­то­хон­дри­ях и хло­ро­пла­стах.

Ответ: 23

Ответ: 23

26

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) рас­щеп­ля­ют био­по­ли­ме­ры до мо­но­ме­ров

2) со­дер­жат со­единённые между собой граны

3) имеют фер­мен­та­тив­ные ком­плек­сы, рас­по­ло­жен­ные на кри­стах

4) окис­ля­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства с об­ра­зо­ва­ни­ем АТФ

5) имеют на­руж­ную и внут­рен­нюю мем­бра­ны

По­яс­не­ние.

Опи­са­ние ми­то­хон­дрий: 345

1 – функ­ция ли­зо­сом, 2– при­знак хло­ро­пла­стов.

Ответ: 12

Ответ: 12

27

Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии поз­во­ля­ют сде­лать вывод о

1) био­ген­ной ми­гра­ции ато­мов

2) род­стве ор­га­низ­мов

3) про­ис­хож­де­нии рас­те­ний и жи­вот­ных от об­ще­го пред­ка

4) по­яв­ле­нии жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад

5) сход­ном стро­е­нии кле­ток всех ор­га­низ­мов

За­да­ние 4 № 20639

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии поз­во­ля­ют сде­лать вывод о (235) род­стве ор­га­низ­мов и про­ис­хож­де­ния всего жи­во­го от еди­но­го пред­ка го­во­рят по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии.

"Вы­па­да­ют" из спис­ка: 14

Ответ: 14

 

28

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния функ­ций ци­то­плаз­мы. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) внут­рен­ней среды, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны ор­га­но­и­ды

2) син­те­за глю­ко­зы

3) вза­и­мо­свя­зи про­цес­сов об­ме­на ве­ществ

4) окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ до не­ор­га­ни­че­ских

5) осу­ществ­ле­ния связи между ор­га­но­и­да­ми клет­ки

По­яс­не­ние.

Ци­то­плаз­ма вы­пол­ня­ет в клет­ке функ­ции: 135

 

2 – функ­ция хло­ро­пла­стов, 4– функ­ции ми­то­хон­дрий.

Ответ: 24

Ответ: 24

29

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­щеп­ле­нии био­по­ли­ме­ров до мо­но­ме­ров

2) рас­щеп­ле­нии мо­ле­кул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

3) окис­ле­нии пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энер­гии в мо­ле­ку­лах АТФ

5) об­ра­зо­ва­нии воды при уча­стии ат­мо­сфер­но­го кис­ло­ро­да

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные функ­ции ми­то­хон­дрий: 345

 

1 — функ­ция ли­зо­сом, 2 — гли­ко­лиз про­ис­хо­дит в ци­то­плаз­ме.

Ответ: 12

Ответ: 12

30

Все пе­ре­чис­лен­ные ниже при­зна­ки, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния изоб­ражённой на ри­сун­ке клет­